К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ
Схема пещеры Коске

Пещеры, сохранившие следы художественной деятельности людей древнекаменного века, открывают и в наши дни. В июле 1991 года их число пополнила пещера Коске во Франции. Она находится близ устья реки Роны, в нескольких километрах южнее Марселя. Пещера получила свое название по имени ее первооткрывателя. В 1985 году аквалангист Анри Коске обнаружил под водой, на глубине 36 метров проход, уходивший с пологим подъемом в толщу береговых осадочных пород. Неоднократно, заплывая в этот проход, он всякий раз возвращался, не добравшись до его конца. Наконец, в июле 1991 года он доплыл до того места, где в 160 метрах от входа подводный коридор выходил внутрь пещеры, верхняя часть которой была выше уровня воды. На сухих стенах пещеры оказались красочные изображения. Вся французская и европейская пресса запестрела сенсационными сообщениями.

На первый вопрос, как вход в пещеру оказался глубоко под водой, ответ довольно простой. Около 10–9 тыс. лет тому назад закончилась эпоха последнего оледенения и началось таяние огромных ледников. Уровень мирового океана поднялся на 120 метров по сравнению с ледниковым периодом. В то время, когда пещера посещалась древними людьми, вход в наклонный коридор был не только не под водой, а почти на 80 метров выше береговой линии и на расстоянии в 11 км от нее вверх по склону.

Контуры ладоней, выполненные способом распыления черной краски на основе угля. Это самые древние изображения в Коске (27-28 тыс. лет до н.э.). Некоторые ученые считают, что фаланги пальцев были ампутированы

На другой вопрос, какова древность живописи, ответ был получен вскоре после ее обнаружения. Подсчет числа атомов радиоактивного углерода в соскобах краски показал, что возраст самых ранних изображений–отпечатков ладоней, сделанных черной краской на основе угля составляет около 28 000 лет. Интересно, что некоторые ладони изображены с ампутированными фалангами пальцев. Возраст самых поздних — около 18 000 лет, к ним относятся процарапанные и нарисованные изображения лошадей, бизонов, козлов и птиц. Уникальны изображения морских обитателей — тюленей и, по-видимому, пингвинов, которые жили здесь в ледниковый период.

Одно существо из Коске поначалу вызвало некоторое недоумение среди специалистов. Некоторые любители экзотических трактовок даже предполагали, что здесь изображен динозавр. По результатам опубликованной в научных журналах полемики между Франческо д' Эррико из Туринского университета и Джоаном Макдоналдом из Калгари можно считать, что здесь изображена либо бескрылая гагарка, обитавшая в те времена в Средиземном море, либо одна из разновидностей пингвина.

Фигура бизона, переданная в «вскрученной» перспективе, пещера Коске

Изображения тюленей или пингвинов, пещера Коске

Черная лошадь, пещера Коске

Специальным указом министра культуры была образована особая комиссия по изучению пещеры Коске. Во главе ее встал известный авторитет по палеолитическому искусству, главный хранитель службы национального наследия Жан Клотт. Живопись пещеры Коске еще долго будет находиться в стадии изучения. Без акваланга и высокого уровня мастерства в подводном плавании доступ в пещеру невозможен. Летом 1992 года здесь погибли трое любителей подводного плавания. После этого печального инцидента вход в подводную пещеру был закрыт, а вдоль подводного коридора была оборудована линия жизнеобеспечения. Пока здесь побывали только отдельные специалисты, но на помощь ученым пришли новейшие технологии: их глазами и ушами стала аудио- и видеоаппаратура, которую аквалангисты доставили в пещеру. Группа исследователей во главе с Жаном Клоттом, находясь на борту судна, руководила работой оператора. В результате были получены высококачественные фотографии, которые позволяют окунуться в мир пещерного искусства. Они легли в основу иллюстративного материала альбома «Пещера Коске».

Один из самых популярных персонажей палеолитического искусства это — лошадь. Бизон, мамонт и лошадь составляют подавляющее большинство в животном репертуаре образов пещерной живописи. В пещере Коске есть 36 изображений, несомненно принадлежащих семейству скакунов и еще несколько плохо распознаваемых животных того же вида: тарпаны, лошади Пржевальского и др. В отличие от современной, дикая лошадь была более низкорослой, короткоголовой и в то же время более массивной. Шерсть ее была намного гуще, что способствовало существованию в холодном климате ледникового периода. На палеолитических стоянках находят много костей дикой лошади. Видимо охота на нее была менее опасной, чем на быка и поэтому более предпочтительной. Эдуард Пьетт считал, что на некоторых изображениях лошади взнузданы или привязаны. На этом основании он высказал предположение, что лошадь была приручена еще в эпоху верхнего палеолита. Анри Брейль и Эмиль Картальяк не поддержали эту идею, но спустя много лет, уже в наше время, ее пытается возродить Пол Бан на основании специфических повреждений зубов палеолитических лошадей, которые могли оставить удила. Однако наиболее достоверные сведения о приручении лошади все же относятся к значительно более позднему времени — к энеолиту.

Стоит сказать несколько отдельных слов о уникально фигуре бизона, она показана в так называемой скрученной перспективе — тело в профиль, а морда, словно повернута на зрителя.

С 1994 года реализуется уникальный проект по изготовлению копии пещеры Коске, при помощи лазерной фиксации создается трехмерная модель пещеры с изображениями, которая будет экспонироваться в Марселе. Росписи воспроизводятся в цвете, передается особенность фактуры стен, эффект отблесков воды.

ЖАН КЛОТТ

Жан Клотт родился в 1933 году во Франции, получил образование в университете города Тулузы, где в 1975 году ему была присвоена ученая степень доктора философии. В 1971 году Клотт был назначен на должность директора центра исследований доисторических древностей Южных Пиренеев. Жан Клотт руководил всеми археологическими раскопками на этой обширной территории. В 1992 году он становится главным специалистом по археологии в Министерстве культуры Франции, а в 1993 году — научным советником по доисторической наскальной живописи и занимает эту должность до ухода на пенсию в 1999 году.

Доктор Клотт является членом многочисленных французских и международных археологических организаций, советов и комиссий, а также почетным председателем Французского Доисторического Общества. Он стал инициатором проведения многих национальных и международных конференций по доисторическому искусству. Преподает в университете города Тулузы, а также ведет курсы в Калифорнийском университете города Беркли в США.

Его до сих пор приглашают на чтение публичных лекций по наскальной живописи в различные страны мира.

Он получил широкую известность благодаря своей работе в знаменитой пещере Шове. В 2005 году, когда памятник был открыт для посещения туристов, доктор Клотт возглавил комитет по защите его наскальной живописи.


Пожалуй, самой громкой из последних сенсаций в археологии стало открытие другой пещеры на юге Франции — Шове. Она находится в обрывистом берегу каньона реки Арьеж. Пещеру открыли 18 декабря 1994 года три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но до этого пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но всеже вернулись за лестницей и спустились в широкий проход. Пройдя несколько десятков метров и увидев следы красной охры, а затем фигуру мамонта, спелеологи поняли, что открыли новый памятник палеолитической живописи. Также как и Коске пещера получила название по имени одного из первооткрывателей.

Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших зала, в которых более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

Пещерный медведь, пещера Шове

Панель с черными рисунками, пещера Шове

О пещере Шове опубликованы десятки научных статей, не считая сенсационных материалов в широкой прессе, издан и переведен на основные европейские языки большой художественный альбом.

Живопись Шове породила целый ряд новых проблем для специалистов по первобытному искусству, а также заставляет вернуться к «хорошо забытым» старым проблемам. Одна из них — время появления перспективы в живописи. Считается, что построение на плоскости пространства, уходящего вдаль от зрителя, было освоено и осознано художниками только в эпоху Возрождения. Свидетельства того, что глубину пространства достаточно умело воспроизводили античные художники их попытки считаются как бы первыми подступами к научной геометрической перспективе. Ну, а в произведениях первобытных художников за 30 000 лет до античности никто из специалистов не видел никаких элементов перспективы. Изображения Шове дали практически однозначный ответ на этот вопрос. Достаточно одного взгляда на представленные здесь фигуры лошадей, чтобы сразу увидеть глубину изображаемого пространства и понять, что дело не в геометрической перспективе. Скорее, наоборот, сформировавшаяся в эпоху Возрождения теория линейной перспективы послужила геометрическим оформлением того, как древний художник видел и отображал пространство. Ведь в отличие от античности и эпохи Возрождения, когда у каждого более или менее известного художника была своя школа, художника, расписавшего стены Шове, никто ничему не учил.

В пещере Шове не было обнаружено следов обитания людей, но кое-где на полу сохранились отпечатки ступней первобытных посетителей пещеры. По мнению исследователей, пещера была местом проведения магических ритуалов.

Как только появилось сообщение об открытии пещеры Шове, группа ученых отправилась проверить подлинность росписей, которая экспертам показалась бесспорной. Проведение стилистических параллелей с другими французскими пещерами позволило предположить, что возраст рисунков — 17–21 тыс. лет. Но пещера готовила ученым сюрприз: исследование образцов, отосланных в три европейские лаборатории, дало сенсационные результаты. Оказалось, что эти изображения самые ранние из известных до сих пор в европейском пещерном искусстве. Некоторые из них были созданы 30–33 тыс. лет назад. Впрочем, такая датировка признается не всеми экспертами. И все же удивительные по красоте, совершенству и гармоничности композиции из Шове подтверждают сложившееся мнение, что наскальная живопись — уникальный пример яркого и самобытного творчества наших далеких предков. Утро искусства сразу явило его расцвет.

Благодаря прямому датированию изображений радиоуглеродным методом, новейшим возможностям фото- и видеофиксации, совершенствованию методов изучения наскальной живописи пещеры Коске и Шове, несмотря на труднодоступность и сравнительно краткую историю знакомства с ними, изучены лучше, чем те, что были открыты значительно раньше. Но французские открытия не исчерпали сокровищ пещерного искусства. В 2003 году в Великобритании в Кресвеле были обнаружены несколько палеолитических гравировок.

ЛУИ ЭДУАРД ПЬЕТТ (1827-1906)

Луи Эдуард Пьетт заложил основы науки о палеолитическом искусстве. С 1871 года Пьетт вёл раскопки в пещерах Гурдан (провинция Верхняя Гаронна), Эспелюг-Арюди (провинция Дордонь), в 1887 году — в пещере Мас д’Азиль в Арьеже, с 1892 года — в Брассемпуи. Исследуя памятники, он первым обратился к методу стратиграфического анализа. До этого при раскопках обычно искали уникальные предметы и не фиксировали уровни залегания находок.

Именно Пьетт начал исследовать каждый археологический слой отдельно, он старался собирать воедино те предметы, которые относились к одному слою и предохранить их от смешения с предметами из других слоёв. Он пытался также рассмотреть, был ли инвентарь одинаков во всех слоях или, напротив, трансформировался от слоя к слою, прогрессируя с изобретением новых орудий или с их усовершенствованием. Такой анализ привёл Пьетта к убеждению, что человек, оставивший свои следы в слоях эпохи северного оленя, далеко отстоял от дикаря, «...он был пионером человечества, – писал Пьетт, – существом прогрессивным, заложившим первые основы нашей цивилизации».

Пьетт пытался вникнуть в смысл искусства эпохи верхнего палеолита. Ключ к его пониманию он предлагал искать в образе жизни человека, автора изображений: изобилие дичи приводило к тому, что не нужно было тратить много усилий и времени для её добычи. Оставалось довольно много свободного времени, которым можно было распоряжаться по собственному желанию. Всё это, считал Пьетт, создавало благоприятные условия для рождения искусства, явившегося плодом воображения, раздумий и свободного времени. Наблюдая животных, первобытный человек стремился передать свои ощущения сначала в скульптуре, так как она наиболее близка к реальности, затем в барельефе, и, наконец, в гравировке. В противоположность скульптуре, которая является только непосредственной копией, рисунок стоит на более высокой ступени абстракции, так как требует передачи объёма на плоскости. Человеку было необходимо сделать гениальное усилие, чтобы создать искусство рисунка, т.е. изобразить линиями на плоской поверхности объемные предметы — такая вещь не могла появиться сразу в его уме. «В эпоху солютре искусство скульптуры привело первобытного человека к барельефу; искусство барельефа – к искусству гравировки и рисунка следующей эпохи», – писал Пьетт в статье «Пещера Гурдан» в 1873 году.

Предложенная Пьеттом схема (скульптура → барельеф → гравировка), хотя и устарела, но для своего времени была важна, как первая попытка дифференцировать первобытное искусство, которое до этого считалось однородным. Он выделил временны́́е и пространственные различия и обозначил этапы эволюции. В пространственной организации первобытного пластического искусства Пьетт различал две «школы» – пиренейскую и перигорскую. Изображения Перигора, глубоко гравированные, без деталей, отличались, по его наблюдению, бóльшим примитивизмом, чем тонко гравированные пиренейские рисунки, характеризующиеся точным исполнением очень мелких деталей. Перигорские изображения, по Пьетту, часто объединены в различные сцены. Среди пиренейских произведений, напротив, жанровых сцен не прослеживается.

Пьетт различал несколько хронологических периодов. Самый древний характеризуется полным изображением животных, средний – изображением только головы, чаще всего гравированной. В более позднем периоде искусство становится исключительно орнаментальным и состоит из шевронов, спиралей и различных чёрточек.

Слабым местом всех теоретических построений Пьетта было то, что его классификация строилась только на анализе предметов искусства малых форм, так как пещерное искусство стало объектом науки только в самом конце XIX века.


Гравированное изображение оленя, Кресвел

Наиболее значимые и интересные памятники эпохи каменного века на территории Великобритании сосредоточены в районе известняковых утесов Кресвела в Центральной Англии, на границе графств Дербишер и Ноттингемшир. Именно в этом районе находятся пещеры и гроты освоенные человеком еще в эпоху палеолита. Это всемирно известные Салон Матери Грунди, Булавочное Отверстие — Пин Холл и Пещера Робин Гуда. Сегодня исследователи с уверенностью говорят об активном использовании пещер в районе Кресвела человеком с верхнего палеолита и до эпохи позднего Средневековья, а грот Пин Холл был заселен еще неандертальцами.

Активные археологические исследования в регионе начались еще в викторианскую эпоху. В течение 1870-х гг. пещеры и гроты этой долины изучались профессором cэром Вильямом Бойдом Доукинсом. Он проводил раскопки в поисках костей исчезнувших животных, таких, как мамонты, бизоны и гиены.

Исследования проводились без особой тщательности, методы проведения работ в то время были несовершенны, культурный слой пещер был перекопан довольно быстро, а используемые для раскопок орудия, уничтожили множество предметов из кости и камня, многие из которых оказались в отвалах и были утрачены. Например, в пещере Черч Холл в результате таких работ уровень пола понизился более чем на 2 метра. Но, тем не менее, Доукинсом были собраны значительные коллекции каменных и костяных орудий сделанных нашими предками. В ходе раскопок также были найдены на тот момент единственные в Великобритании примеры гравировок на кости — фигура лошади. Она была найденная в пещере Робин Гуда в 1876 году.

Исследование продолжились в начале ХХ века, в 1928 году были сделаны новые находки, например выгравированная на ребре фигура человека. Принимая во внимание существование предметов художественного искусства малых форм, ученые пришли к выводу, что если наскальные рисунки и есть на территории Великобритании, то с большой вероятностью их надо искать среди утесов Кресвела.

В 2002 британские археологи Пол Бан, Пол Петит и испанский специалист по наскальной живописи Сержио Риполл приступили к поискам. 14 апреля 2003 года они обнаружили несколько вырезанных изображений в пещере Черч-Холл. Рисунки располагались высоко на стенах и сводах пещеры. Понижение уровня пола в викторианскую эпоху и царящий полумрак надежно спрятали их от посторонних глаз. Только целенаправленные поиски позволили обнаружить эти изображения.

Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел

Уникальное изображение «Птицы-Ибиса», Кресвел

В последующие годы Пол Бан и его команда продолжили поиски в районе Кресвела. Были обнаружены новые изображения, по большей части гравировки и барельефы.

В настоящее время в пещере Черч-Холл известно около 30 рисунков. Стало возможным говорить о существовании местного варианта мадленского пещерного искусства — «кресвельском» стиле.

Тонкий кальцитовый натек на рисунках был датирован радий-урановым методом, и его возраст составил 12 000 лет. Эта датировка подтвердила результаты сделанного ранее радиоуглеродного исследования, найденного в пещере древесного угля. Все изображения в пещере Черч-Хол находятся недалеко от входа, кроме одной небольшой группы гравировок, расположенной в полной темноте в коридоре.

Сегодня группы посетителей могут наблюдать только наиболее видимые изображения, для этого сооружена специальная смотровая площадка. К наиболее ярким изображениям относится огромная гравюра, изображающая оленя, смотрящего влево. Особенно изящны линия подбородка и ухо животного, а его глаз является естественным отверстием в стене.

К сожалению, стены пещеры пострадали от граффити, так к голове фигуры оленя кто-то прицарапал длинную «бороду».
На противоположной стене располагаются несколько менее значительных изображений, из них наиболее хорошо видны два небольших выгравированных треугольника. Подобные геометрические мотивы в большом количестве представлены на сводах пещеры. На самом потолке, недалеко от изображения оленя находится уникальное изображение, это фигура птицы, напоминающая Ибиса, она выполненная в виде барельефа и гравюры. Птицы крайне редко встречаются в пещерной наскальной живописи, а это изображение — первый образец, найденный в виде барельефа.

На потолке также представлено несколько примеров того, как естественную форму камня древний художник, при помощи добавления глаз, ноздрей и ушей, превратил в головы животных, некоторые из которых напоминают медвежьи.

В пещере Робин Гуда, наиболее крупном и важном месте обитания в эпоху палеолита в Кресвеле, была обнаружена пока только одно гравированное изображение. На стене с правой стороны, при входе в пещеру, изображен небольшой треугольник, при помощи ураново-ториевого метода было установлено, что его возраст так же относится к эпохе палеолита.
На сегодняшний день пещерные гравировки и барельефы Кресвела являются самими северными в Европе и пока единственными в Великобритании.

ПОЛ БАНН

Один из всемирно признанных авторитетов по доисторическому пещерному искусству.

Пол Бан является доктором философии в Кэмбридже, а его диссертация посвящена исследованию каменного века на территории французских Перенеев. Доктор Бан является членом Общества Антикваров, и участником различных международных организаций и обществ по исследованию наскального искусства. По совместительству он также является редактором журнала «Археология», который публикуется Институтом Археологии Америки и регулярно возглавляет археологические учебные поездки по доисторическим местам в Испании и Франции, а также в Восточной Ирландии и Чили.

Пол Бан автор многих работ по доисторическому искусству, включая книги «Путь через Ледниковый Период», «Кэмбриджская иллюстрированная история доисторической живописи», «Пещерная живопись: путеводитель по расписным и гравированным пещерам Европы», «Пещерная живопись Ледникового периода Кроусел Крагс», а также соавтор многих трудов по археологии. Он также написал такие научно-популярные книги как: «Руководство по археологии Блаффера», «Археология: Самое краткое описание» и «Бесстыдная археология и древние непристойности» (в соавторстве с Биллом Тайди).

Доктор Бан также был редактором большого количества книг, написанных командами ученых со всего света, к которым относятся «Руководство по археологии Пингвин», «Кэмбриджская иллюстрированная история археологии», «Атлас мировой археологии», «Археология — полное руководство», «История археологии», «Захоронения, могилы и мумии», «Потерянные города», «Чудесные вещи», «Детективы археологии», «Надписи на костях», «Иллюстрированная всемирная энциклопедия археологии», «Древний мир в твоем кармане», «Исследуя древний мир» и другие.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ