К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Фенноскандия — это географическая область на севере Европы, охватывающая территорию Скандинавского и Кольского полуостровов, Финляндию и часть Карелии. Она расположена в пределах древнейших тектонических структур и в четвертичное время неоднократно покрывалась ледниками и являлась центром их формирования. Длительное пребывание ледников и сравнительно недавнее освобождение от них объясняют геологическую молодость ландшафтов Фенноскандии, выражающуюся в обилии озер, слабой врезанности рек, в свежести ледниковых наносов.

Наскальное искусство встречается во всех частях Северной Европы — Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и России, причем, как в прибрежных зонах, так и по берегам водоемов. Долины рек, морские заливы, зеркала озер стали неотъемлемым природным окружением петроглифов и писаниц этого региона. Ледники оставили в прибрежной зоне много гладких скал удобных для работы художника. Древние мастера жили на берегах водоемов, кормились их дарами. Часто древние изображения наносились у самой кромки воды, это обстоятельство весьма важно — по изменению уровня воды можно, определить примерный возраст некоторых рисунков. И наоборот — расположение древних изображений помогает воссоздать облик ландшафта далеких времен.

Первые охотники и собиратели появились в Скандинавии более 10 тысяч лет назад, сразу после ухода ледников. Традиция наскальных изображений в регионе зарождается еще в эпоху позднего мезолита и распространяется по всей его территории.

Около двух столетий исследователи изучают петроглифы и писаницы эпох каменного и бронзового веков в северной, лесной полосе Европы. Здесь старый охотничий быт сохранялся дольше, чем у населения южных областей. Соответственно сохранялись здесь и старые формы искусства, отражавшего преимущественный интерес охотника к миру животных и природы.

Сначала обратимся к Скандинавии, где на территории Норвегии и Швеции в большом числе сохранились памятники наскального искусства. Они подразделяются на два типа: «земледельческие» и «охотничьи».

Первая группа петроглифов, представлена южно-скандинавскими изображениями бронзового века. Они сосредоточены, главным образом, в южных и центральных областях Норвегии и Швеции. К 1500 году до н.э. в Дании и южной Швеции климат стал таким же теплым, как в сегодняшнем Средиземноморье. Примерно к этому времени там началось использование бронзы, а еще тысячу лет спустя — железа. Таким образом, когда север полуострова еще жил в каменном веке, юг вступил в бронзовую и железную эру. Здесь природные условия были более благоприятными и способствовали развитию сельского хозяйства. Поэтому самая большая концентрация петроглифов в Скандинавии связана именно с сельскохозяйственными обществами бронзового века, юга западной Швеции, в нынешнем северном Бохуслене.

Ярким примером изображений второго, охотничьего типа, можно считать район Альта-фьорда на севере Норвегии. Их связывают с бесклассовыми сообществами каменного века, чье существование основывалось на охоте и рыбной ловле. Петроглифы этой группы известны в сотнях мест и насчитывают тысячи фигур и знаков. Изображения «охотничьего» северного типа, уступают по числу местонахождений и количеству фигур, но распространены они значительно шире — практически почти по всей территории Фенноскандии.

Наскальное искусство южной и северной частей Фенноскандии принадлежит не только двум разным эпохам, но и двум совершенно разным культурам. На севере художниками были рыболовы и охотники каменного века (5000–1800 лет до н.э.), в то время как на юге — земледельцы бронзового века (1800–500 лет до н.э.). Поэтому неудивительно, что изображения из двух этих регионов так различаются по сюжетам и мотивам. На севере это в основном олени, лоси, лодки, человеческие фигуры, сцены охоты и рыбной ловли, а также геометрические знаки. На юге — лодки, человеческие фигуры, иногда со вполне идентифицируемым оружием, животные, сцены пахоты, колесные повозки, ладони, ступни, диски, круги и чашеобразные отметки.

Оба типа памятников не являются абсолютно изолированными. Как выяснилось, местами те и другие существуют рядом, а то и перекрывают друг друга. Нередко они близки и по времени появления. Их различия вызваны в основном не топографией и хронологией, а образом жизни населения, уровнем его культуры и развития сознания.

По технике исполнения наскальное искусство Северной Европы представлено тремя типами:
- прошлифованные фигуры;
- изображения, выбитые на камне;
- рисунки, выполненные краской.

Первый тип изображений встречается только вдоль побережья северной Норвегии. Второй, известен везде кроме Финляндии. На сегодняшний день выявлено более двух тысяч пунктов с древними выбитыми фигурами. Они выполнены как на скалах, так и на отдельных камнях. В Дании, можно увидеть петроглифы, выполненные на валунах насыпей могильников эпохи неолита и бронзового века. Больше всего рисунков, выполненных краской, найдено в южной и центральной Финляндии, в южной Швеции и в одном месте северо-запада России — на полуострове Рыбачий на Баренцевом море. В Норвегии красочные изображения встречаются в основном в гротах и пещерах, причем среди них доминируют человеческие фигуры. Считают, что пещерные изображения связаны с обрядами. В Швеции и Финляндии изображения, нанесенные краской, встречаются только на открытых скалах. Они, как и петроглифы, могут быть интерпретированы как часть ритуалов, связанных с охотой, духами и шаманизмом.

Красочные изображения на полуострове Рыбачий, Россия

В XIX столетии ученые, пытаясь найти истоки наскального искусства южной Скандинавии, связывали его с изображениями лодок и людей с топорами, найденными в Бретани и Ирландии. Другие обращались за сравнением к Средиземноморью и даже Ближнему Востоку. Третьи же вообще не видели в наскальных изображениях юга Швеции и Дании ничего необычного и считали, что сюжеты и мотивы этих петроглифов имеют свои корни в ритуалах местных жителей. Наука того времени рассматривала наскальное искусство южной Скандинавии как попытку зафиксировать реальные исторические события, сражения, войны. В изображениях лодок ученые пытались увидеть прототипы кораблей викингов. Затем в петроглифах стали искать отображение различных культов, например, погребальных.

В настоящее время поиск истоков скандинавского наскального искусства уже совсем мало занимает ученых, больше они обращают внимание на взаимовлияние двух культур — севера, которая развилась в саамскую, и юга, ставшую культурой викингов, а затем разделившуюся на датскую, шведскую и норвежскую.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что наскальные изображения юга и севера Скандинавии принадлежат двум различным культурам протосаамам и предкам современных скандинавов. Судя по некоторым рисункам, эти культуры известное время сосуществовали в одних и тех же местах. Причем «южное» наскальное искусство исчезло как таковое во времена викингов, в то время как «северное», саамское, продолжало существовать и в более поздние времена.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ