К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Кобустан — гористый участок на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположенный в 60 км от Баку, является территорией, на которой обитал древний человек. «Гобу» по-азербайджански балка. Отсюда и название Кобустана — край балок и оврагов. Когда-то море доходило до подножья этих невысоких гор, но со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины.

В горах Кобустана сосредоточены свидетельства прошлого — эпохи каменного века и последующих периодов — это наскальные изображения, стоянки человека, надгробные памятники и др. Наиболее значительными из них являются наскальные изображения — петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах.
Обнаружены были наскальные изображения случайно. В 1930-х годах здесь проводились работы в каменном карьере. Местность была завалена большими каменными глыбами. Во время работ один из рабочих заметил необычные рисунки на скале. Чем больше расчищалась территория, тем больше изображений становились доступными взору. Особенно много рисунков было обнаружено в пещерах. Работы в карьере были остановлены, а о находке сообщили ученым. В 1939 году советский археолог И.М. Джафарзаде начал первые археологические исследования петроглифов Гобустана. В 1960-х годах здесь работала экспедиция Д.Н. Рустамова. С тех пор исследования проводятся и по сей день. Усилиями археологов было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах, древние жилища — пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Кобустан одной из колыбелей цивилизации.

Гравированные изображения на скалах Кобустана

Наскальные изображения Кобустана относятся к разным эпохам и датируются от X–VIII тысячелетий до н.э. до средних веков. По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Этапы развития наскальных изображений Кобустана ясно прослеживаются в многообразии тем, стиле, строении, технике исполнения рисунков, а также в том, что они с самых древних времен вплоть до последних веков изображались друг на друге. Темы этих образцов искусства во многом связаны с жизнью людей. Зарегистрированы изображения конной и пешей охоты, батальные сюжеты, сцены коллективного труда, сбора урожая. Сохранились рисунки одиночных и групповых ритуально-обрядовых танцев. Часто повторяются «хороводы». Эти сцены напоминают подобные композиции в пещерах Европы. По-видимому, это изображения культовых церемоний в дни охотничьих праздников.

На мезолитических рисунках Кобустана изображены дикие быки, лошади, кабаны, а так же люди-охотники вооруженные луками. Среди гравировок преобладают композиции из ряда фигур, силуэтные профильные изображения быков выполнены с большим искусством. Линия, очерчивающая крутые рога и высокую холку животного, говорит о тонкой наблюдательности древнего художника. Некоторые фигуры выполнены почти в натуральную величину и достигают 2.4 метра в длину и около 1.5 в высоту.

Часть рисунков высекались в тот период, когда в Кобустане, вероятно, был тропический климат, ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет — джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.

Древность рисунков подтверждается найденными во время археологических раскопок кремниевыми орудиями, характерными для среднекаменного века. Они залегали в культурном слое, перекрывавшем часть гравировок.

Для Кобустана характерно большое количество человекоподобных изображений. Силуэтные рисунки людей почти натуральной величины относятся к наиболее древним и датируются ранним периодом неолита — VIII тысячелетием до нашей эры, когда главой рода являлась мать. В женских изображениях особенно выпукло переданы бюсты и бедра. Здесь женщина подразумевается, как символ добра и благополучия, как продолжательница рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой. Подобные изображения людей характерны для тропических стран и Океании, а в пределах Европы и стран СНГ подобные изображения не зарегистрированы.

Крупные, а также несколько уменьшенные контурные рисунки диких быков и небольшие изображения вооруженных луками людей, датируются периодом VII–IV тысячелетия до н.э., когда охота играла важную роль в жизни людей.

Многочисленные рисунки джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и других животных относятся к более поздним периодам. Охватывающие период от VI–III тысячелетия до н.э. до средних веков, они привлекают внимание своими пропорциями, динамизмом. Среди множества рисунков этого периода привлекают внимание изображения лодок с гребцами, что указывает на то, что древние поселенцы были хорошими мореходами. Изображенное на корме лодок солнце позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в странах Скандинавии, Карелии, Онежском озере. По древним верованиям Солнце, заходя на Востоке за ночь, перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на Западе.

Наскальные изображения Кобустана крайне заинтересовали известного ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз побывал здесь. Изучая сходные изображения лодок в Кобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия.

Со временем изменялась техника рисунка. На смену силуэтным изображениям пришли контурные. В отличие от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Рисунки этой эпохи и времени раннего железа (II–I тысячелетие до н.э.) стали гораздо схематичнее изображений каменного века.

Кроме древних рисунков примечательна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш в Кобустане. Она относится к I веку нашей эры, между 84 и 96-м годами, и свидетельствует о пребывании римских войск близ Баку: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Латинский автор второй половины IV века Евтропий сообщает, что Домициан совершил четыре похода и во время одного из них был истреблен его легион вместе с полководцем. По-видимому, здесь, в кобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями.

В средние века, начиная с VIII века и позднее, в связи с уменьшением экономической значимости охоты, развитием изобразительного искусства по керамике и металлу, а также негативным отношением Ислама к изображениям людей и животных, наскальные рисунки Кобустана приобретают еще более схематический характер и еще более уменьшаются в размерах. Рисунки становятся менее реалистичными, и часто представляют из себя геометрические мотивы. Среди изображений появляются высеченные надписи на арабском, они относятся к XII–XIV векам.

Наскальные изображения Кобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Перинеев и Африки.

Учитывая историко-художественную ценность и мировое значение памятников Кобустана, 9 сентября 1966 года на территории площадью 4,4 тысяч гектаров специальным постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР был образован заповедник. Целью деятельности заповедника является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов, их изучение и пропаганда.

Сегодня Кобустан — настоящий музей под открытым небом. Ежегодно эту удивительную картинную галерею посещают около 30 тысяч туристов и гостей республики. Комплекс памятников Гобустана имеет мировое значение как уникальная коллекция рисунков, археологического материала и памятников жизнедеятельности первобытных людей. Здесь можно найти истоки графики, живописи, театрального искусства, танца, других видов искусства.

В 2009 году на территории заповедника началось строительство современного музейного комплекса. В 2008 году археологический комплекс Гобустана был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Узбекистан можно охарактеризовать как один из древнейших регионов мира, заселенных человеком. Здесь были открыты и изучены несколько стоянок людей каменного века, собран многочисленный археологический материал. Такие пещеры как Тешикташ и Обирахмат вошли в мировую историческую летопись, как одни из богатейших памятников каменного века Средней Азии. Это свидетельствует о довольно раннем и широком проникновении человека в эту горную область. Наряду с находками каменного века, были открыты погребальные сооружения, курганы, поселения и усадьбы, городища, отрезки караванных путей, следы древних рудоразработок. В горных районах Узбекистана найдены многочисленные памятники древнего наскального искусства. Они обнаружены в Терексае, Южном Чаткале, Шаввазсае, Башкызылсае, Чимгане, Бельдерсае, в верховьях рек Каракиясай, Узунсай, Кызылсу, в Нуратинском заповеднике, и во многих других местах. Всемирную известность получили петроглифы Сармыша, находящиеся в Навоийской области.

ТЕШИК-ТАШ

В 1938–1939 годах советский археолог
А.П. Окладников обнаружил здесь стоянку мустьерской культуры и погребение с остатками скелета — череп и некоторые кости ребёнка-неандертальца 8–9 лет. Захоронение было окружено рогами горных козлов, вкопанными в землю, что, возможно, свидетельствует о существовании религиозно-ритуальных культов у неандертальцев

Среди изображений Узбекистана встречаются изображения сибирских горных козлов, винторогих козлов, лошадей, оленей, змей, верблюдов, домашних животных, людей и др. Встречаются и целые композиции, например сцены охоты на диких животных, или ритуальные сцены древних обрядов.

В 1939 году в горах Кугитанг — юго-западных острогах Гиссарского хребта охотником И.Ф. Ломаевым были обнаружены красочные изображения в пещере Зараут-Камар. Пещера находится в 5 километрах от поселка Кзыл-Алма Ширабадского района Сурхан-Дарьинской области. Первые исследования в пещере проводил директор Сурхан-Дарьинского музея Г.В. Парфенов в 1940, 1943–1945 годах. Им были сделаны первые копии рисунков в Зараут-Камар, а также обнаружены плохо сохранившиеся изображения в соседних гротах и пещерах. Результаты этих работ были освещены в нескольких газетных статьях. А в 1950 году вышла детская книга «Записки художника». Ее автором стала, принимавшая участие в первых экспедициях, художница А.Ю. Рогинская. В этих публикациях авторы датировали изображения эпохой палеолита.

В 1951 году вышла работа А.А. Формозова «Книга о древней наскальной живописи в Узбекистане», в которой автор давал свою датировку — мезолит, неолит.

Зараут-Камар представляет собой небольшой грот, шириной от 1.5 до 2.5 метров и 5.2 метра в глубину. Примечательно, что никакого культурного слоя здесь обнаружено не было. Грот не служил для древнего человека жилищем. Он расположен у входа в ущелье и был чрезвычайно удобным для засады. Древний охотник мог загонять в ущелье быков и перекрывать им пути к отступлению. Скорее всего, изображения в пещере — возникли в период подготовки к охоте и сопутствовали ей.

Грот открыт на восток, росписи нанесены на короткую северную стену и западную длинную. Они расположены на высоте человеческого роста, в месте перехода от стен к потолку. Лабораторные исследования взятых в гроте образцов красок показали, что краситель представляет собой смесь кварцевого алевроита с железным цементом. Содержание железа в смеси очень высокое, именно он со временем вымывалось водой, от чего изображения становились все более тусклыми.
Изображения нанесены на стены в тех местах, где их покрывает известковый натек, подвергшийся затем изменению — пустынному загару. Этот желто-бежевый фон хорошо оттеснял красные и коричневые силуэты. Многие рисунки со временем были покрыты тончайшей корочкой известнякового натека.

Изображения Зараут-Камара монохромны, анализируя их содержание, сохранность и цвет краски рисунки можно разделить на разновременные группы. Под влиянием времени краска подверглась изменениям. На арабских надписях X–XIII веков она ярко красная, на этой же стене, нанесен ряд более древних изображений, они более тусклые, коричневато-серые и красновато-коричневые.

К серовато-коричневым изображениям можно отнести три сцены загонной охоты на быков, джейранов и винторогих козлов. Они расположились на северной и западной стенах грота. На рисунках можно разглядеть летящие стрелы и дротики, выпушенные охотниками. Некоторые животные уже поражены оружием.

Очень интересна трактовка человеческих фигур, большинство из них показано в виде треугольников, причем у некоторых ноги по-птичьи развернуты коленками назад. У всех фигур-треугольников из-под одежды выступают какие-то предметы в виде палки с загнутым вниз концом. Другая часть антропоморфных фигур вооружена луками и имеет длинный хвост. Перед нами изображения ряженных охотников, маскирующихся, чтобы ближе подойти к добыче.. Подобные фигуры можно встретить в палеолитических пещерах Европы. Практически все изображения животных на северной стене представляют собой силуэты переданные только с двумя ногами.

Более поздние изображения имеют коричнево-красный оттенок, они более схематичны, имеют другой сюжет. Они представлены фертообразными человекоподобными существами, упершими руки в бока и фигурами животных — горных козлов и странного животного с массивным телом и тонкими ногами, можно предположить, что это кабан. Все более поздние изображения нанесены на западной стене грота, ниже древних панно, и не образуют какой-либо единой композиции. Вероятно, что эти рисунки создавались независимо друг от друга. К этой же группе ученые относят ряд знаков и геометрических фигур, например круг с точечным заполнением.

Все изображения в Зараут-Камаре силуэтны, лишь три фигуры в древнейшей группе переданы контуром — один бык и два человека-треугольника. Интересно, что некоторые рисунки сначала создавались контуром, а потом закрашивались. Можно выделить несколько наложений одних рисунков на другие. В этом случае можно предположить, что часть фигур была вписана в композицию позднее.

Изображения умело вписаны в рельеф стен, их изломы служат естественными границами изображений. Так, в верхней композиции северной стены группа охотников — загонщиков расположена параллельно трещине на стене, а фигура быка застыла перед этой ямой.

Сцена охоты, Зараут-Камар

Датировку изображений Зараут-Камара специалисты проводят анализируя сами рисунки. Лук и стрелы не были известны в эпоху палеолита, они появились в мезолите, значит, принадлежность изображений к древнекаменному веку отпадает. Изображения животных далеки от тех схем, которые характерны для большинства изображений азиатских территорий. Животные Зараут-Камара еще полны жизни, реалистический стиль палеолита здесь еще не иссяк. Но, наряду с этими архаистическими чертами, здесь появляются более поздние особенности, таковы, например, маленькие размеры антропоморфных фигур. Изображения людей имеют длину всего от 4 до 20 сантиметров. Такие миниатюрные рисунки характерны для мезолитических испанских росписей.

Стилистический анализ позволяет говорить о мезолитическом возрасте части рисунков. Более поздним изображениям грота можно найти множество аналогий среди петроглифов Казахстана, Киргизии, Монголии, Тувы, Армении. Фертообразные и геометрические фигуры характерны для эпохи бронзы, или раннего железного века.

Интересные аналогии рисункам Зараут-камара приводил А.А. Формозов, в них он видел сходство с изображениями быков на территории Индостана. Индийские археологи связывают эти изображения с микролитической кремниевой культурой среднего каменного века, распространенной в Индии и Средней Азии.

В 1987 году на территории, где располагается памятник, был образован Государственный заповедник «Сурхон». В настоящее время ведутся работы по консервации наскальных рисунков Зараут-Сая и сохранению их как национальной культурной ценности. В 2008 году рисунки гротов Зараут-Камар были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ