К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

На границе Европы и Азии находится большая группа памятников древнего наскального искусства — уральские писаницы. Это рисунки, созданные на отвесных скалах красной краской различных оттенков. Традиция создания росписей на каменных полотнах насчитывает более 5 000 лет. Фигуры, созданные далекими предками, известны на территории всего уральского региона. Территория распространения памятников охватывает Северный, Средний и Южный Урал. На берегах многих рек этого региона до сих пор можно увидеть красные фигуры животных, птиц, людей, различные знаки и орнаменты. Чусовая, Тагил, Реж, Нейва, Уфа, Исеть, Ирбит, Белая, Юрюзань — вот не полный список уральских рек, в долинах которых можно увидеть произведения эпох камня и металла.

На сегодняшний день на Урале отмечено около 100 пунктов с древними рисунками, они есть в Свердловской, Челябинской, Пермской областях и Башкирии. Больше всего памятников найдено на Среднем и Южном Урале, несколько «писаных камней» находятся на севере региона и в Прикамье.

Древний художник наносил рисунки на вертикальных или слегка наклонных поверхностях скал. Для лучшей сохранности изображений от дождя, ветра, снега и солнца он умело использовал скальные козырьки и плоскости с отрицательным уклоном. Большая часть изображений на Урале находится на частях скал обращенных к воде, а нередко на панелях обрывающихся прямо в воду. Чаще всего изображения наносились непосредственно с земли или речного льда. Однако есть писаницы, расположенные на значительной высоте, иногда под такими рисунками можно обнаружить небольшую скальную полку-выступ, с которой наносились изображения. Также известны и такие полотна, создание которых было невозможно без специальных конструкций. Человек мог использовать сучковатый ствол дерева или спускаться по веревке сверху. На отдельных памятниках можно увидеть один-два рисунка, другие содержат сотни фигур и имеют протяженность в десятки метров.

Стараясь усилить яркость рисунка, для своих «картин» древний художник выбирал более светлые участки скальной поверхности. Судя по толщине линий в 1–2 сантиметра, само изображение, скорее всего, наносилось пальцами. Влага, стекавшая по скалам в течение тысячелетий, создала тонкий известковый налет, именно эта хрупкая, полупрозрачная корочка покрыла рисунки и сохранила их до наших времен. Уральские писаницы выполнены контурами и линиями, не редко можно увидеть фигуры, нанесенные в «скелетном» стиле с акцентом на ребра или внутренние органы изображаемых существ. Некоторые полотна содержат целиком закрашенные фигуры и небольшие по площади пятна.

При создании наскальной живописи человек использовал естественные краски и окиси металлов. Наиболее распространены красители, изготовленные путем смешения природных пигментов — охр красных тонов с водой, яйцами, кровью либо жиром животных.

Уральские писаницы, в своем большинстве, представляют собой двухмерное изображение объекта, некая объемность рисунка достигалась за счет использования естественных выступов скальной поверхности. Фигуры животных и птиц чаще всего показаны в профиль, хотя встречаются изображения, передающие вид сверху, в так называемой распластанной или жертвенной позе. Человекоподобные существа в своем большинстве показаны анфас, но известны рисунки с трехчетвертным разворотом и в профиль.

Изображения на Уральских скалах лишены статичности, фигуры людей, животных, птиц показаны в движении. Не смотря на свою предельную схематичность все фигуры живы. Динамика передавалось через скрещенность или согнутость ног, рук, наклон тела или поворот головы. При создании изображений не всегда соблюдались взаимные пропорции изображаемых персонажей, лось мог соседствовать с соизмеримой по величине антропоморфной фигурой или птицей.
Среди наскальных изображений Урала нет большого разнообразия сюжетов и персонажей. Можно выделить несколько групп изобразительных мотивов.

1. Геометрические фигуры: сетки, зигзаги, волны, многоугольники, линии, круги.

2. Животные, в своем большинстве, подставлены фигурами копытных. Для Среднего и Северного Урала характерны изображения лося и оленя, жители Южного Урала предпочитали изображать косулю. Это полностью совпадает с территориями, где данные виды травоядных преобладают и сегодня. На скалах встречаются изображения и самого могучего обитателя уральского леса — медведя, а также фигуры различных мелких животных.

3. Мир птиц на уральских писаницах в основном населяют, водоплавающие виды пернатых — утки, гуси и лебеди. Самыми многочисленными здесь являются изображения уток, их отличают массивное туловище и короткая шея. Птицы с длинной шеей, могут быть распознаны как гуси или лебеди. Часто пернатые изображаются группами, по несколько штук.

4. Широко представлены изображения человекоподобных или антропоморфных существ. Чаще всего лицевая часть этих фигур обращена к зрителю и выполнена при помощи нескольких пересекающихся линий. Руки и ноги этих персонажей часто согнуты, «человечек» находится в постоянном движении, «пляске». Его голову художник передавал округлой или украшал двурогим головным убором. Возможно, таким образом, изображались шаманы. Более того, на уральских скалах можно увидеть людей, головы которых одеты в многолучевые шапки.

У некоторых персонажей в нижней части туловища показан короткий отрезок, так могли передавать признак пола и хвост шаманского одеяния. Несколькими короткими линиями изображали оружие, детали одежды или ребра человека. Известны несколько человеческих фигур, выполненных контуром, их внутреннее пространство, как правило, не закрашивалось полностью, а оставалось пустым или отмеченным несколькими пятнами или штрихами.

Изображения Писаного камня на реке Ирбит, опубликованные Николаем Витсеном. Копия сделана на основе зарисовок Якова Лосева 1699 года

Памятники наскального искусства нашего края, в своем большинстве, относятся к далеким временам: позднему мезолиту, неолиту, бронзовому веку. Видение мира человеком тех эпох, возможно, совершенно иное, чем наше. Поэтому понять смысл первобытных рисунков зачастую очень сложно, а уж дать им однозначную интерпретацию тем более не возможно.

Первые упоминания о наскальных изображениях на Урале встречаются в документах конца XVII века. В 1699 году подьячим Верхотурского приказа Яковом Лосевым были скопированы изображения с Ирбитского Писаного камня. Через несколько лет фигуры этой скалы зарисовал известный картограф, географ и историк Семен Ульянович Ремезов. Эти копии были сильно стилизованы, выполнены с нарушением масштаба и лишены должной ориентировки.

В 1705 году о рисунках на берегах Ирбита упоминает Николай-Корнелий Витсен. В 1730 году рисунки Писаного камня были опубликованы Филиппом Иоганом Страленбергом в работе «Историко-географическое описание Северной и Восточной частей Европы и Азии». Также отдельное внимание этому памятнику уделил Герард Фридрих Миллер в своем труде «Истории Сибири». Другим памятником уральского наскального искусства, упоминаемым в документах конца XVII столетия, стали рисунки на реке Вишере. Сведения о них впервые были опубликованы Страленбергом. Исследователи XVIII века относили писаницы к неизвестному роду письма или чудским клеймам.

В начале XIX века о наскальных изображениях Урала пишет пермский историк и географ Никита Саввич Попов. Он опубликовал сведения о писаницах Вишеры в своей книге «Хозяйственное описание Пермской губернии» в 1804 году: «Писаный камень назван сим именем потому, что видны на нем красного цвета надписи или особливые фигуры... Вероятнее всего, что они суть тамгами вогульского или иного какого народа...»

Попов был первым исследователем, сообщившим о рисунках на берегах Тагила. «Писаный камень, лежащий на левой стороне реки, около деревни Гаевой, в 10 сажень вышиною, по начертанным на нем красного цвета фигур…»

Фигуры 1-й группы рисунков Писаного камня на реке Ирбит из Служебной Чертежной книги Ремезовых, 1703 год

Тагильские рисунки не раз привлекали внимание исследователей в XIX веке. В 1829 году тагильские писаницы осматривал Александр фон Гумбольдт и отметил их сходство с американскими петроглифами. В эти же годы наскальные изображения на берегах этой реки исследовал штатный смотритель и преподаватель Выйского училища Иродион Матвеевич Рябов. Он также составил несколько альбомов рисунков и послал их в Москву профессорам М.П. Погодину и Г.Е. Щуровскому. Последний настолько заинтересовался этими рисунками, что во время геологической экспедиции на Урал 1838–1839 годов сам проехал на лодке по Тагилу, чтобы осмотреть писаницы. Один из его альбомов с древними рисунками «О древностях в округе Нижнетагильских заводов, найденных в 1837 году» хранится в Свердловском Областном Государственном архиве.

Большой вклад в изучение уральских наскальных изображений в XIX столетии внес служащий денежного отделения управления Нижне-Тагильского завода Дмитрий Петрович Шорин. Он был большим любителем своего края, и сделал первые археологические находки на территории Нижнетагильского округа. Им были сделаны копии изображений на тагильских скалах Балабан, Соколий камень, Караульный камень Змиев камень и др. На основе своих зарисовок Д.П. Шорин создал альбом, точность приведенных в нем зарисовок отмечается и в наши дни.

Следующий этап в изучении наскальных изображений на рубеже XIX и XX столетий и связан с деятельностью Уральского Общества Любителей Естествознания. Памятники древнего творчества изучали его активные члены — М.В. Малахов, В.Я. Толмачев, И.Я Кривощеков, Н.П. Булычев.

История изучения писаниц в первой половине XX века связана с именами В.Н. Чернецова, О.Н. Бадера и В.Ф. Генинга. Ими были предприняты специальные экспедиции по изучению и фиксации наскальных росписей.

В период с 1960–1970-е годы памятники наскального искусства на Среднем и Южном Урале изучались археологическим отрядом Валерия Трофимовича Петрина.

В наши дни исследованиями наскальных изображений Урала занимались многие археологи. Значительный вклад в их изучение сделали С.Е. Чаиркин, Ю.П. Чемякин, Н.А. Широкова.
Особое значение имеют труды Владимира Николаевича Широкова. За несколько десятилетий полевых работ он посетил и описал все известные уральские памятники наскального искусства, а также обнаружил значительное количество ранее не известных мест с рисунками. В период с 2000 по 2009 года в свет вышли его четыре работы: «Уральские писаницы: река Нейва», «Уральские писаницы: река Тагил», «Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит», «Уральские писаницы: Южный Урал».

Не смотря на более чем трех вековую историю изучения уральских скал, новые изображения находят и в наши дни. Сегодня, благодаря появлению современных фотокамер и новых технологий цифровой обработки снимков, вносятся уточнения в уже известные композиции.

Определить время создания наскальных изображений очень сложно. При определении возраста уральских писаниц ученым приходится принимать во внимание множество факторов. Это стилистические особенности, техника нанесения рисунков, их сохранность и высотное расположение, состояние поверхности камня. В каких-то случаях помочь с датировкой может топография района расположения изображений, уровень поверхности древних речных или озерных вод.

Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий, когда возраст древних изображений определяется сходством рисунков на скалах с другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии.

Так же часто используются данные, полученные в ходе раскопок расположенных неподалеку поселений, кратковременных стоянок или культовых святилищ. Однако, в этом случае достаточно сложно доказать связь этих памятников с наскальными рисунками. Более точную информацию исследователям удается получить при проведении археологических работ непосредственно вблизи самих писаниц. Иногда специалистам удается найти небольшие кусочки красителя или обломок скалы с остатками изображений соседствующие с другими вещами, например керамикой, которая по своему виду может быть отнесена хронологически к той или иной культуре.

Относительную помощь в определении возраста писаниц может дать и изучение наслоения рисунков друг на друга. Попытку выделить среди рисунков более древние и более поздние предпринял для вишерских рисунков В.Ф. Генинг. Он исходил из различий в цвете краски. В его схеме силуэты лосей относятся к неолиту, в фигурки людей — к бронзовому веку. Однако с такой точкой зрения сложно согласиться. И те и другие фигуры часто составляют единые композиции. Различия в цвете краски на писаницах могут помочь в выделении временных эпизодов в их создании, но на вопрос о дате рождения рисунков этот способ сам по себе ответить не может. Сюжетное и, особенно, стилистическое сходство изображений на скалах и предметах из археологических стоянок и погребений, играют до сих пор важнейшую роль в датировке наскальных фигур, хотя и обладают некоторыми ограничениями.

Часто ученые пытаются провести параллели между наскальными полотнами различных территорий. Так видный российский археолог Александр Александрович Формозов находил сходство фигур тагильского Змиева Камня с петроглифами Онежского озера и Шведского Танума. В уральских писаницах он видел связующее звено между изображениями Фенноскандии и Сибири. Однако используя подобные сравнения для поиска датировок нужно быть очень осторожным, ведь рассматриваемые памятники находятся на расстоянии в тысячи километров друг от друга в совершенно разной природной среде.

На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и завершающей фазой среднекаменного века. Более молодые рисунки могут относиться к средним векам, а иногда даже к более недавнему времени.

Наиболее выразительные группы древних рисунков в Свердловской области расположены на берегах рек Тагил, Нейва, Реж, Ирбит. На территории города Екатеринбурга, на сегодняшний день, сохранились три пункта с первобытными изображениями это — Палкинская, Северская писаницы и рисунки на мысе Еловый.

В 2009–2010 годах авторы данной работы совершили ряд экспедиций к памятникам наскального искусства уральского региона. Ниже мы расскажем о наиболее ярких и примечательных местах с древними рисунками.

УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Клер Онисим Егорович (1845-1920), президент УОЛЕ

Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ) — одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. До 1920-х годов общество являлось единственным центром общественно-краеведческого движения на Урале. УОЛЕ было открыто в Екатеринбурге 29 декабря 1870 года. Инициатором его создания был один из авторитетнейших уральских ученых и краеведов Онисим Егорович Клер. Главные цели создатели общества видели в изучении и популяризации истории Уральского края. При УОЛЕ были созданы библиотека и музей, а также издавался научный журнал «Записки Уральского Общества Любителей Естествознания». С 1973 по 1927 годы было опубликовано 40 томов в 106 выпусках журнала.

При УОЛЕ было создано несколько комиссий: метеорологическая, археологическая, сельскохозяйственная, комиссия по распространению естественноисторических знаний, комиссия по охране памятников природы, по охране научных и художественных ценностей, комиссия по истории Екатеринбурга.

Изначально общество существовало за счёт членских взносов, пожертвований частных лиц, пособий уральских земств и Екатеринбургской городской управы. Начиная с 1895 года УОЛЕ получало крупное ежегодное правительственное пособие, а с 1921 года было поставлено на государственный бюджет.

Благодаря деятельности УОЛЕ были организованы: в 1887 году Урало-Сибирская научно-промышленная выставка, в 1921 году I-й съезд музыкальных деятелей Урала, в 1924 – II-й областной съезд деятелей краеведения.

Обществом были созданы минералогическая мастерская, передвижной музей учебных пособий, рыборазводная станция на озере Аракуль, секция пчеловодства, экскурсионное и энтомологическое бюро.

В 1890 году в Перми было открыто отделение УОЛЕ - Пермская комиссия, на базе которо был создан научно-промышленный музей, позднее получивший статус Государственного Областного Краеведческого Музея.
УОЛЕ создало на Урале широкую метеорологическую сеть, включавшую на 1914 год 61 станцию. Члены общества занимались ботаникой и зоологией, археологией и этнографией.

Музей УОЛЕ представлял собой богатейшее собрание природных и исторических экспонатов, к 1910 году в коллекции музея насчитывали более 25 000 экземпляров. В 1925 году музей и библиотека общества получили статус государственных. За все время существования Уральского общества любителей естествознания в его рядах состояло более 2500 членов. В него входили люди самых разных профессий, например, главные начальники уральских заводов В.А. Грамматчиков, И.П. Иванов, П.П. Боклевский, горные инженеры Р.Г. Миквиц, В.М. Малахов, врачи А.А. Миславский, Н.А. Русских, Б.О. Котелянский, химик А.И. Дрездов, геолог и палеонтолог М.О. Клер, зоолог В.О. Клер, горный техник Е.Н. Коротков, метеоролог Г.Ф. Абельс, железнодорожник Д.И. Лобанов, преподаватель Г.К. Кузнецов, провизор А.А. Черданцев, энтомолог Ю.М. Колосов, химик Л.М. Хандросс.
Среди активных членов. общества были писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, фотографы И.А. Терехов, В.Л. Метенков, археологи М.В. Малахов, В.Я. Толмачев, заводчик Д.П. Соломирский, пермские краеведы П.В.Сюзев, И.Я. Кривощеков, лесничие Теплоуховы.

Почетными членами являлись многие выдающиеся российские и иностранные ученые: А.П. Карпинский, А.Е. Ферсман, В.И. Вернадский, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, М.П. Павлова, Н.М. Пржевальский, И.М. Крашенинников, И.В. Мушкетов, А.Е. Норденшельд, Ф. Нансен, барон И.А. де Бай, Г.Ф. Кунц, Д. Холл.

УОЛЕ имело широчайшие научные связи в стране и за границей, в 1913 оно вело обмен изданиями с 185 российскими и 120 иностранными научными обществами и организациями и имело широкие научные связи, в том числе и за пределами нашей страны.

Общество было закрыто в 1929 году решением органов советской власти.



© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ