К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Вишерский Писаный Камень

Река Вишера — берет свое начало на южном склоне горной вершины Няторохту, на отметке 1007 метров над уровнем моря и является наиболее крупным притоком Камы. Она протекает по северо-восточным территориям Пермского края. В верхнем течении Вишера шумная, с многочисленными перекатами и лишь в конце ее воды становятся более спокойными. Верховья реки протекают по территории Вишерского заповедника, знаменитого своими горными образованиями, здесь расположена высшая точка Пермского края, гора Тулымский камень. Общая протяженность реки Вишера 415 км, основными ее притоками можно назвать, Ниолс, Мойву, Велс, Улс, Язьву,Лопью, Лыпью, Ваю, Колву.

На берегах Вишеры известны несколько писаниц, они являются самыми северными в уральском регионе. Наиболее известным памятником наскального искусства этих территорий по праву можно Вишерский Писаный Камень. Он расположен в Красновишерском районе между деревнями Писаная и Акчим. Цепочка скальных выходов протянулась вдоль правого берега реки примерно на километр. Камень с древними рисунками находится в ее центральной части, он сложен пластами известняка сероватых цветов и имеет в высоту около 80 метров. Он известен с 1689 года по челобитной вишерских манси как граница русских и мансийских рыбных угодий. В начале XVIII века по реке Вишере проходили шведские офицеры, попавшие в плен при Полтаве. Среди них был подполковник Филипп Иоган Страленберг, он первым скопировал красочные изображения и опубликовал их в 1730 году. Краткую подпись к зарисовкам, сделанным Страленбергом, приводит в в «Сибирских древностях» известный российский востоковед Василий Васильевич Радлов: «Надписи, находящиеся в Великой Перми, недалеко от города Чердыни, либо выжженные, либо написанные нестираемою красною краскою на скале». Этот рисунок на протяжении более чем двух столетий был единственной копией писаницы. Рисунки Страленберга не отличаются точностью воспроизведения, но имеют ценность для изучения сохранности красочных рисунков, большинство фигур видимых в начале XVIII века прекрасно различимы на каменной поверхности и в наши дни.

Вишерский Писаный Камень

Фрагмент центрального панно писаницы, 2010 год

В 1885 году наскальные изображения Писаного Камня осмотрел геолог, профессор Казанского университета Петр Иванович Кротов. Он отметил, что на скале есть выполненные красной краской различные фигуры, в том числе оленя, медведя, лисицы.

Наиболее тщательно памятник был исследован только в середине XX столетия, когда изучением писаницы занимался уральский археолог Владимир Федорович Генинг. В 1948 году он работал самостоятельно, а через год в составе Камской археологической экспедиции под руководством О.Н. Бадера. Писаница находится на шестом вниз по течению скальном обнажении над небольшим участком суши, попасть сюда можно только с воды. Во время паводка это место практически полностью заливается рекой. Красочные фигуры сохранились на высоте от 2 до 7.5 метров. Генингом были зарисованы и засняты на пленку более 200 фигур, объединенных в 10 групп. Для усиления контраста, фон вокруг некоторых рисунков густо заливался мелом. В.Н. Чернецов во 2 томе работы «Наскальные изображения Урала» критиковал этот метод усиления древних рисунков: «Заливка мелом препятствуеи повторным наблюдениям изображений при различных условиях освещения, обусловленных положением солнца, наличием или отсутствием облачности и т.д. и является слишком грубым приемом, в тех случаях когда контури линий и изображений неотчетливы и расплывчаты. При этом способе субъективные восприятия и ошибки возрастают во много раз».

Исходя из различий в цвете краски В.Ф. Генинг разделил все изображения на четыре эпохи: бордо — неолит; бордо-охра — бронзовый век; светлая охра — 2я половина II тысячелетия до н.э.; красная киноварь — середина II тысячелетия н.э.

Изображения человекоподобынх существ и антропоморфные личины, Вишерский Писаный Камень, 2010 год

Подобная датировка cпорна и была поставлена под сомнение еще В.Н. Чернецовым. Сегодня исследователи считают, что большая часть изображений относится к эпохам энеолита – бронзовому веку.

В 1993 году изображения Вишерского Писаного Камня изучались свердловскими специалистами В.Н. Широковым и С.Е. Чаиркиным.

На памятнике сохранились изображения копытных, людей, медведя, многочисленные геометрические фигуры, как сложные, так и более простые, в виде отрезков, линий, пятен. Особый интерес представляют антропоморфные личины. Самые яркие из них сохранились в центральной части писаницы.

Кроме того, О.Н. Бадером в результате раскопок у подножия плоскости с изображениями, было обнаружено жертвенное место. Здесь был собран богатый археологический материал — осколки кремня, каменные, костяные, бронзовые, железные и серебряные поделки, фрагменты керамики, множество костей животных. Находки датируются от неолита до средних веков.

В 1996-1998 годах жертвенное место под Писаным Камнем изучалось экспедицией пермских археологов под руководством А.Ф. Мельничука.

В 1981 году Писаный Камень получил статус историко-природного комплекса регионального значения.

Рисунки на Моховом Камне

Зарисовка фигур Мохового Камня по В.Ф. Генингу, 1949 год

В 9 километрах выше по течению от Писаного Камня расположено еще одно местонахождение древних рисунков. Это Моховой камень. Он расположен на левом берегу Вишеры и представляет собой известняковую скалу высотой 10–15 метров. Памятник упоминается в записках уральских краеведов Наркиза Константиновича Чупина и Ивана Яковлевича Кривощекова. Описание скалы с рисунками есть и у П.И. Кротова, он пишет: «невысоко над уровнем реки находится небольшая пещера, интересная в том отношении, что на стенах ее древними насельниками Вишеры сделаны фигурные надписи, по типу сходные с надписями на Писаном Камне…»

В 1949 году Моховой Камень изучали В.Ф. Генинг и О.Н. Бадер. Исследователями было обнаружено семь фигур. Собранные материалы были опубликованы Генингом в 1971 году, в журнале «Советская археология». В статье «Писаницы Мохового Камня на реке Вишере», автор пишет: «Фигуры расположены тремя группами. Слева — крест христианского типа, но с косой верхней перекладиной, а ниже фигура в виде подвески-лунницы. В центре — группа, включающая изображение человека с широко расставленными полукругом ногами и вытянутыми в стороны руками, и фигуру собаки, обращенную головой в сторону верхнего течения реки. Под передней ногой собаки – подтреугольная «точка», а выше головы косой штрих-«палочка». Правую сторону занимает рисунок плохой сохранности. Возможно, что это изображение животного (медведя), обращенного в туже сторону, что и собака… Над фигурой какая-то точка». Акцентируя внимание на фигуре в виде креста, Владимир Федорович приходит к выводу о довольно позднем времени создания писаницы – возможно середина XVIII века. По его мнению, эта фигура может свидетельствовать об акте принятия манси христианства.

Фрагмент писаницы на Моховом Камне, 2010 год

В 1990-е годы памятники посетили В.Н. Широков и С.Е. Чаиркин. Исследователи увидели в изображения «креста» и «подвески-лунницы» плохо сохранившуюся антропоморфную фигуру с раздвоенной головой. Сегодня памятник датируют концом I тысячелетия до н.э. — началом II тысячелетия н.э.

Кроме этих двух мест севера региона, фрагменты древних рисунков сохранились на скале получившей название Дивий Камень. Он расположен на правом берегу реки Колвы — притоке Вишеры.

Неопределенные изобразительные мотивы были открыты здесь Владимиром Николаевичем Широковым в 1996 году. Этот памятник можно считать самой северной из уральских писаниц.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ