К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Реж — одна из крупных рек Свердловской области. Она протекает по восточному склону, в лесных предгорьях Среднего Урала. В настоящее время началом Режа считается место слияния рек Аять и Большой Сап, а в XVII веке Режом называли и исток Аятского озера. Существует версия, что слово «Реж» на языке аборигенов — древних манси обозначает «скалистые берега». Другой вариант перевода этого названия — «исток». Хорошо известно, что река Реж с древнейших времен служила одним из переходов из Европы в Азию, с этой реки начиналась одна из важных дорог в Сибирь.

По берегам реки возвышается свыше 60 крупных скал, благодаря которым она считается одной из красивейших на Урале. Ее по праву можно считать одной  из лучших для водных путешествий.

В бассейне реки Реж проходит уникальная «самоцветная полоса Урала». В 1995 году был образован государственный «Природно-минералогический заказник «Режевской» — особо охраняемая природная территория площадью 32 500 гектаров. Эта земля богата аметистами, топазами, изумрудами, опалами, турмалинами.

Наскальные изображения в долине Режа до середины 1970-х годов были известны только в двух местах, одно — несколько выше деревни Исаковой, а другое на Бородинских скалах. Первым исследователем, написавшим о наскальных изображениях на берегах Режа, стал Михаил Викторович Малахов. В 1908 году в своих записках он упоминает Бородинские скалы как «писанец на утесе близ мельницы Войтяхова». В 1910 появляется первое сообщение об Исаковской писанице у И. Я. Кривощекова: «Писанец — так называемая береговая скала на берегу р. Режа, выше д. Исаковой, Коптеловской волости, здесь была изображена красной краской лестница до 7 вершков длиной; ранее изображений на скале было больше, но с разрушением скалы они постепенно утратились». В 1914 году памятник обследовал В.Я. Тол­мачев и обнаружил на скале много других рисунков. В этом же году исследователь посетил Бородинские скалы, он более точно указал и их расположение — «на левом берегу р. Реж у мельницы Вотякова, в 10 верстах на юг от с. Липовского Екатеринбургского уезда». Толмачев оставил довольно подробные зарисовки и несколько фотографий.

В 1958 и 1960 годах эти памятники изучал В.Н. Чернецов. Кроме известных к тому времени Исаков­ской и Бородинских I-й и II-й писаниц им также были обнаружены новые рисунки на скале, по­лучившей название III-й Бородинской.

В 1976 году В.Т. Петриным, А.Ф. Шориным и В.Н. Широковым была обнаружена неизвестная ранее писаница на Шайтан Камне. В конце 1970-х годов поисковой группе В.Т. Петрина удалось открыть еще 4 новых пункта: Першинскую, Сохаревскую, Раскатихинскую и Гостьковскую писаницы. В последующие годы памятники неоднократно посещались археологами, описания писаниц дополнялись фигурами и фрагментами.

Летом 2004 года Сергеем Евгеньевичем Чаиркиным был обнаружен еще один пункт с писаницей на острове Святой на Аятском озере.

МАЛАХОВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ (1856–1885)

Один из первых уральских профессиональных археологов, активный член Уральского Общества Любителей естествознания и Русского Императорского Географического Общества.

Михаил Викторович родился в семье горного инженера Нижне-Исетского завода. Закончил екатеринбургскую гимназию, где благодаря своему учителю О.Е. Клеру будущий исследователь увлекся археологией и поступил в Санкт-Петербургский университет на естественноисторический факультет. В 1879 году стал членом-сотрудником Императорского Русского географического общества и хранителем его музея.

Каждое лето он проводил археологические исследования на Урале и стал первооткрывателем ряда археологических памятников. Археолог проводил раскопки у дереревни Палкино, на берегу озер Исетское и Шарташ, на Чертовом городище, скалах Петрогром, горе Думная и во многих других местах.

В 1880-1882 годах по заданию РГО он организовал экспедицию по Уралу, которая обнаружила около 500 археологических памятников, в том числе Шигирский торфяник, «Чудские копи», наскальные рисунки на реках Вишере, Реже, Тагиле. За проделанную работу Малахов был награжден РГО Серебряной медалью за экспедицию 1881 года и Золотой — за экспедицию 1882 года.

Результаты своих исследований Михаил Викторович Малахов активно публиковал в журнале «Записки УОЛЕ».
За свою недолгую жизнь исследователь собрал обширную библиотеку, которая, как и находки, сделанные им во время раскопок, пополнили фонды УОЛЕ.


Аятская писаница

Аятская писаница находится на острове Святом, в южной части озера. С западной стороны на острове есть гранитные выходы, высотой 3–4 метра над водой. Здесь в 2004 году обнаружены две панели с рисунками.

Первая группа расположена на двух обращенных к северу гранитных горизонтальных блоках. Панель с росписями имеет отрицательный наклон. Здесь можно разглядеть фигуру копытного с контурным туловищем. Шея, голова и ноги животного переданы линиями, в задней части туловища сохранились два «ребра». Исходя из пропорций частей тела этой фигуры, можно предположить, что художник изобразил здесь косулю.

В работе «Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит» В.Н. Широков приводит зарисовки двух V-образных фигур, внутреннее пространство которых, разделено горизонтальными отрезками. Одна из них расположена левее фигуры животного, вторая — выше нее. Во время поездки на Аятское озеро зимой 2010 года нам не удалось найти эти рисунки. На их месте были обнаружены лишь неопределенные пятна краски. Возможно, при другом освещении удастся выделить на скальной поверхности эти изобразительные мотивы.

В правой части этого же блока, сохранились пятна краски и геометрические рисунки в виде линий и прямоугольников с вписанными точками. Как утверждают специалисты, подобные прямоугольные знаки не встречаются на других уральских памятниках наскального искусства, что придает аятским изображениям некоторую уникальность.

В 16 метрах к югу от первой группы находится вторая панель с древними изображениями. На этой каменной плоскости так же сохранилось несколько фигур. В правой части панно нанесен рисунок, напоминающий тонкий ствол с ветвями. В левой части нами был выделен ранее неописанный в литературе рисунок, который, вероятно, представляет собой плохо сохранившуюся фигуру животного. Рисунки обеих групп выполнены бледно красными линиями толщиной около 1 сантиметра. Аналогии некоторым фигурам Аятской писаницы можно найти на керамике волосовской и аятской культур эпохи энеолита.

Первая группа Аятской писаницы, 2010 год
Вторая группа Аятской писаницы, 2010 год
Панорама острова Святой на Аятском озере, 2010 год


Шайтанская писаница

На берегах уральских рек и озер можно найти много скал именуемых Шайтан Камень. Шайтан — название многих скал на реках и озерах Урала. Их обычно связывают с манси-вогулами. Однако само слово шайтан (злой дух, черт) не мансийское, а тюркское. Топонимы такого рода, прежде всего, отражают отношение тюрков-мусульман, а также и русских переселенцев, взявших слово шайтан в свой лексикон, к местам религиозного поклонения язычников.

Это название можно встретить в южной части озера Иткуль, на правом берегу Нейва, ниже по течению от поселка Зыряновский, на правом берегу Чусовой, напротив села Нижнее, на Адуе, недалеко от его слияния с Режем. Да и на самом Реже это имя встречается как минимум дважды — напротив села Арамашево и недалеко от поселка Октябрьский, Последний камень нас и интересует.

Шайтан Камень, пожалуй, самый грандиозный из всех режевских скал. Он представляет собой обращенную к реке стену, высотой около 40 метров и протяженностью более 400 метров. Эта, сложенная из серых гранитов скала, расположена на правом берегу реки, в 4.5 километрах на юго-восток от поселка Октябрьский, примерно на километр выше места впадения в Реж маленькой реки Воронина. Русло реки здесь не очень широкое, около 20–25 метров. Расстояние от скалы до воды порядка 25–30 метров. Здесь растут сосны, березы, черемуха, рябина, осина. Вершина скалы увенчана шапкой соснового леса. Ближе к самой скале, в результате ее разрушения образовалась каменная осыпь высотой до 5 метров. Сам Шайтан-камень разделен на две части вертикальным разломом, по которому можно легко подняться на стену.

Панорама Шайтан Камня, 2010 год

Интересной особенностью фигур, представленных на верхнем фото, является разрыв контура рисунка между ушами животных. На нижнем снимке приведен пример изображения копытного, выполненного в «скелетном» стиле.

Шайтан-камень до прихода русского населения был культовым местом для коренного населения, именно поэтому русские первопоселенцы дали скале такое название. В окрестностях скалы в конце XVIII века было открыто уникальное месторождение шайтанского переливта — поделочного камня, известного во многих странах мира. Свое название знаменитый уральский самоцвет перенял у скалы. Одна из легенд гласит, что Шайтан-камень — это окаменевший Хозяин Уральских гор. Не сумев сокрыть в своих подземельях все красоты Земли, он от досады окаменел. Но «отблески солнца, свежесть росы и разноцветье радуги разукрасили подземелья окаменевшего великана. Именно поэтому люди находят в этих местах дивные самоцветы». Сегодня Шайтан Камень имеет статус геоморфологического и ботанического памятника природы.

Древние рисунки были открыты в 1976 году археологами Петриным В.Т., Шориным А.Ф., Широковым В.Н. В дальнейшем памятник неоднократно посещался исследователями.

Наскальные изображения обнаружены в правой от разлома части Шайтан Камня. Расстояние между крайними рисунками около 175 метров. Всего здесь древним художником было нанесено около сотни фигур, которые условно исследователи подразделяют на 17 групп изображений. Высота нанесения рисунков немногим выше 2 метров, а многие из них нанесены в 15–20 сантиметрах от подножия скалы, вероятно, часть фигур перекрыты осыпавшейся породой.
Если судить по яркости рисунков, то Шайтанская писаница, создавалась на протяжении длительного времени, некоторые фигуры видны достаточно отчетливо, другие превратились в расплывшиеся бурые или красно-розовые пятна. Часть рисунков была нанесена поверх более ранних изображений.. Все рисунки выполнены краской на основе охр, и имеют в настоящее время различные цветовые оттенки, от красно-оранжевых до темно-бурых. Возможно, это связано с конкретным местом расположения рисунка на камне или составом самой краски.

Исследования рисунков на Шайтан Камне значительно пополнило фонд источников и позволило по-новому рассмотреть некоторые сюжеты. Так, например, первые шесть групп Шайтан Камня содержат только зооморфные изображения. Здесь животные изображены один на один с природой, без всяких следов деятельности человека. Среди изображений животного мира можно уверенно выделить фигуры лосей, контуры некоторых из них древних художник изобразил с характерной волосяной серьгой под нижней челюстью, одни фигуры выполнены в скелетном стиле, у других небольшими пятнами показаны внутренние органы. Так же на скале, изображены более мелкие жители леса, вероятно зайцы, эти фигуры практически лишены шеи и отличаются меньшим размером, хотя это предположение спорно. В некоторых группах изображений можно увидеть фигуры птиц, их отличают длинные шеи, поэтому можно сделать предположение, что речь идет о гусях или лебедях. Примечательно, что рисунки всех животных на памятнике выполнены в контурной манере. Здесь встречаются небольшие по площади участки целиком покрытые краской, но, вероятно, это следы размывания изображений.

Человеческие фигуры на Шайтан Камне выполнены при помощи линий, некоторые выполнены в фертообразной позе — с руками опущенными на пояс. На некоторых рисунках люди изображены с округлыми головами. Головы других украшены двурогими уборами.

Особое внимание стоит обратить на 15 группу. В этой композиции В.Н. Широков выделил 4 антропоморфных фигуры, три из которых выполнены в трехчетвертном развороте, что довольно редко встречается в уральской традиции наскальных изображений. Интересна и другая особенность этой композиции — нога центральной, самой большой антропоморфной фигуры наступает на лосиную голову. В книге «Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит» В.Н. Широковым приводится следующая интерпретация этой сцены: «Ее тематика связывалась с определенными обрядами древних коллективов, в смысловом центре которых выступала фигура зверя или его часть. В настоящее время можно, на наш взгляд, конкретизировать эту схему. Обряды, связанные с промысловым культом, зафиксированы у многих народов Западной Сибири, в том числе и у обских угров. Очень интересные данные приводят В.М. Кулемзин и Н.В. Лукина: «В некоторых местах проводился праздник головы лося (ваях ох поры). При поедании головы... особое лицо «ел» (гадатель) подбрасывая ложку, определял дальнейший успех охоты на этого зверя... На Тром-Агане голову лося ели сырой. Череп подвешивали на сук дерева или клали на специальную постройку, сооруженную на двух столбах, подобно ящику для костей медведя. Ритуальный обычай поедания головы лося или оленя существовал и у манси Средней Конды». Таким образом, есть веские основания увязывать содержание этой композиции с этнографическими данными, позволяющими считать всю сцену отражением ритуальных церемоний, связанных с промысловым культом лося».

Контурные изображения животных, 2010 год

17-я группа рисунков Шайтан Камня, 2010 год

Изображение животного в сетке и фигура птицы с вписанным в туловище горизонтальным зигзагом. Эту композицию можно считать самой четкой и яркой среди всех рисунков Шайтан Камня, 2010 год

В 2008–2010 годах мы несколько раз посещали этот памятник. Наиболее удачной получилась поездка, предпринятая в начале мая 2010 года. Отсутствие листвы на деревьях и ровный солнечный свет помогли получить наиболее качественные фотоснимки древних изображений, кроме того, стена Шайтан Камня прекрасно просматривалась с противоположного берега, что позволило сделать удачные панорамные кадры. После цифровой обработки изображений нами были внесены некоторые уточнения в наскальные композиции, а также найдены новые фигуры.

Еще раз вернемся к 15 группе на Шайтанской писанице. На приведенном ниже негативе снимка можно увидеть фрагменты еще одного антропоморфного существа, расположенные левее самой крупной человеческой фигуры. Здесь сохранились ноги, туловище и часть руки. У самого верхнего антропоморфного персонажа стали видны нижняя часть тела и частично ноги. Кроме того, голова животного, нанесенного под ногой доминирующей в композиции человеческой фигуры оказалась более вытянутой, чем на зарисовках предыдущих исследователей.

Очень интересна последняя, нижняя по течению композиция. Здесь изображены вписанные друг в друга два равнобедренных треугольника, они имеют общее основание, в центр которого опущен короткий вертикальный отрезок. Еще два отрезка соединяют параллельные стороны треугольников. Ниже этой геометрической фигуры видны фрагменты трехзубчатого гребня, под которым можно различить плохо сохранившуюся фигуру птицы.

Гребневидные знаки в наскальной художественной традиции на Урале являются символом верхнего мира, В.Н. Чернецов видел изображение небосвода. Знак в виде треугольника обычно ассоциируется с изображением хижины. Согласно верованиям многих народов, душа человека после смерти улетает в образе водоплавающей птицы. Так и ханты использовали для ритуала проводов души утку. Через 40–50 дней после смерти человека они строили на окраине селения специальный шалаш и помещали в него деревянное изображение умершего. Перед входом оставляли убитую утку, головой на север. Потом шалаш вместе с «куклой» сжигали, а утку, сварив, съедали. Если смерть случалась поздней осенью или зимой, то изображение покойного хранилось до весны, пока не прилетят утки.

Шайтанская писаница являлась святилищем на протяжении длительного времени. Рисунки этого памятника отразили большое количество самых разнообразных религиозных и мифологических представлений древнего населения этого региона.

На берегах уральских рек и озер можно найти много скал именуемых Шайтан Камень. Шайтан — название многих скал на реках и озерах Урала. Их обычно связывают с манси-вогулами. Однако само слово шайтан (злой дух, черт) не мансийское, а тюркское. Топонимы такого рода, прежде всего, отражают отношение тюрков-мусульман, а также и русских переселенцев, взявших слово шайтан в свой лексикон, к местам религиозного поклонения язычников.

Это название можно встретить в южной части озера Иткуль, на правом берегу Нейва, ниже по течению от поселка Зыряновский, на правом берегу Чусовой, напротив села Нижнее, на Адуе, недалеко от его слияния с Режем. Да и на самом Реже это имя встречается как минимум дважды — напротив села Арамашево и недалеко от поселка Октябрьский, Последний камень нас и интересует.

Шайтан Камень, пожалуй, самый грандиозный из всех режевских скал. Он представляет собой обращенную к реке стену, высотой около 40 метров и протяженностью более 400 метров. Эта, сложенная из серых гранитов скала, расположена на правом берегу реки, в 4.5 километрах на юго-восток от поселка Октябрьский, примерно на километр выше места впадения в Реж маленькой реки Воронина. Русло реки здесь не очень широкое, около 20–25 метров. Расстояние от скалы до воды порядка 25–30 метров. Здесь растут сосны, березы, черемуха, рябина, осина. Вершина скалы увенчана шапкой соснового леса. Ближе к самой скале, в результате ее разрушения образовалась каменная осыпь высотой до 5 метров. Сам Шайтан-камень разделен на две части вертикальным разломом, по которому можно легко подняться на стену.

Шайтан-камень до прихода русского населения был культовым местом для коренного населения, именно поэтому русские первопоселенцы дали скале такое название. В окрестностях скалы в конце XVIII века было открыто уникальное месторождение шайтанского переливта — поделочного камня, известного во многих странах мира. Свое название знаменитый уральский самоцвет перенял у скалы. Одна из легенд гласит, что Шайтан-камень — это окаменевший Хозяин Уральских гор. Не сумев сокрыть в своих подземельях все красоты Земли, он от досады окаменел. Но «отблески солнца, свежесть росы и разноцветье радуги разукрасили подземелья окаменевшего великана. Именно поэтому люди находят в этих местах дивные самоцветы». Сегодня Шайтан Камень имеет статус геоморфологического и ботанического памятника природы.

Древние рисунки были открыты в 1976 году археологами Петриным В.Т., Шориным А.Ф., Широковым В.Н. В дальнейшем памятник неоднократно посещался исследователями.

Наскальные изображения обнаружены в правой от разлома части Шайтан Камня. Расстояние между крайними рисунками около 175 метров. Всего здесь древним художником было нанесено около сотни фигур, которые условно исследователи подразделяют на 17 групп изображений. Высота нанесения рисунков немногим выше 2 метров, а многие из них нанесены в 15–20 сантиметрах от подножия скалы, вероятно, часть фигур перекрыты осыпавшейся породой.

Если судить по яркости рисунков, то Шайтанская писаница, создавалась на протяжении длительного времени, некоторые фигуры видны достаточно отчетливо, другие превратились в расплывшиеся бурые или красно-розовые пятна. Часть рисунков была нанесена поверх более ранних изображений.. Все рисунки выполнены краской на основе охр, и имеют в настоящее время различные цветовые оттенки, от красно-оранжевых до темно-бурых. Возможно, это связано с конкретным местом расположения рисунка на камне или составом самой краски.

Исследования рисунков на Шайтан Камне значительно пополнило фонд источников и позволило по-новому рассмотреть некоторые сюжеты. Так, например, первые шесть групп Шайтан Камня содержат только зооморфные изображения. Здесь животные изображены один на один с природой, без всяких следов деятельности человека. Среди изображений животного мира можно уверенно выделить фигуры лосей, контуры некоторых из них древних художник изобразил с характерной волосяной серьгой под нижней челюстью, одни фигуры выполнены в скелетном стиле, у других небольшими пятнами показаны внутренние органы. Так же на скале, изображены более мелкие жители леса, вероятно зайцы, эти фигуры практически лишены шеи и отличаются меньшим размером, хотя это предположение спорно. В некоторых группах изображений можно увидеть фигуры птиц, их отличают длинные шеи, поэтому можно сделать предположение, что речь идет о гусях или лебедях. Примечательно, что рисунки всех животных на памятнике выполнены в контурной манере. Здесь встречаются небольшие по площади участки целиком покрытые краской, но, вероятно, это следы размывания изображений.

Человеческие фигуры на Шайтан Камне выполнены при помощи линий, некоторые выполнены в фертообразной позе — с руками опущенными на пояс. На некоторых рисунках люди изображены с округлыми головами. Головы других украшены двурогими уборами.

Черно-белый негатив фотографии 15 группы изображений на Шайтан Камне, 2010 год

Фрагмент зарисовки из книги В.Н. Широкова «Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит», 2007 год

Особое внимание стоит обратить на 15 группу. В этой композиции В.Н. Широков выделил 4 антропоморфных фигуры, три из которых выполнены в трехчетвертном развороте, что довольно редко встречается в уральской традиции наскальных изображений. Интересна и другая особенность этой композиции — нога центральной, самой большой антропоморфной фигуры наступает на лосиную голову. В книге «Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит» В.Н. Широковым приводится следующая интерпретация этой сцены: «Ее тематика связывалась с определенными обрядами древних коллективов, в смысловом центре которых выступала фигура зверя или его часть. В настоящее время можно, на наш взгляд, конкретизировать эту схему. Обряды, связанные с промысловым культом, зафиксированы у многих народов Западной Сибири, в том числе и у обских угров. Очень интересные данные приводят В.М. Кулемзин и Н.В. Лукина: «В некоторых местах проводился праздник головы лося (ваях ох поры). При поедании головы... особое лицо «ел» (гадатель) подбрасывая ложку, определял дальнейший успех охоты на этого зверя... На Тром-Агане голову лося ели сырой. Череп подвешивали на сук дерева или клали на специальную постройку, сооруженную на двух столбах, подобно ящику для костей медведя. Ритуальный обычай поедания головы лося или оленя существовал и у манси Средней Конды». Таким образом, есть веские основания увязывать содержание этой композиции с этнографическими данными, позволяющими считать всю сцену отражением ритуальных церемоний, связанных с промысловым культом лося».

В 2008–2010 годах мы несколько раз посещали этот памятник. Наиболее удачной получилась поездка, предпринятая в начале мая 2010 года. Отсутствие листвы на деревьях и ровный солнечный свет помогли получить наиболее качественные фотоснимки древних изображений, кроме того, стена Шайтан Камня прекрасно просматривалась с противоположного берега, что позволило сделать удачные панорамные кадры. После цифровой обработки изображений нами были внесены некоторые уточнения в наскальные композиции, а также найдены новые фигуры.

Еще раз вернемся к 15 группе на Шайтанской писанице. На приведенном ниже негативе снимка можно увидеть фрагменты еще одного антропоморфного существа, расположенные левее самой крупной человеческой фигуры. Здесь сохранились ноги, туловище и часть руки. У самого верхнего антропоморфного персонажа стали видны нижняя часть тела и частично ноги. Кроме того, голова животного, нанесенного под ногой доминирующей в композиции человеческой фигуры оказалась более вытянутой, чем на зарисовках предыдущих исследователей.

Очень интересна последняя, нижняя по течению композиция. Здесь изображены вписанные друг в друга два равнобедренных треугольника, они имеют общее основание, в центр которого опущен короткий вертикальный отрезок. Еще два отрезка соединяют параллельные стороны треугольников. Ниже этой геометрической фигуры видны фрагменты трехзубчатого гребня, под которым можно различить плохо сохранившуюся фигуру птицы.

Гребневидные знаки в наскальной художественной традиции на Урале являются символом верхнего мира, В.Н. Чернецов видел изображение небосвода. Знак в виде треугольника обычно ассоциируется с изображением хижины. Согласно верованиям многих народов, душа человека после смерти улетает в образе водоплавающей птицы. Так и ханты использовали для ритуала проводов души утку. Через 40–50 дней после смерти человека они строили на окраине селения специальный шалаш и помещали в него деревянное изображение умершего. Перед входом оставляли убитую утку, головой на север. Потом шалаш вместе с «куклой» сжигали, а утку, сварив, съедали. Если смерть случалась поздней осенью или зимой, то изображение покойного хранилось до весны, пока не прилетят утки.

Шайтанская писаница являлась святилищем на протяжении длительного времени. Рисунки этого памятника отразили большое количество самых разнообразных религиозных и мифологических представлений древнего населения этого региона.


Бородинские скалы

Следующим местом с древними изображениями являются Бородинские скалы. Это один из самых богатых изображениями режевских памятников. Скалы расположены в трехстах метрах выше места впадения в Реж речки Крутая. Примерно в 1.5 километрах ниже памятника, с Режем сливается река Озерная. Ближайшим населенным пунктом можно считать поселок Озерный, он расположен в 6–7 километрах на юго-восток от Бородинских скал. На сегодняшний день здесь обнаружено три пункта с рисунками.

1-я Бородинская скала — представляет собой отвесную стену высотой около 10 метров. Изображения расположены на высоте 1.7 метра от подножия скалы. В.Н. Чернецовым было выделено три группы рисунков. Из сохранившихся изображений первой группы ученый выделял фигуру оленя или лося, выполненную в скелетном стиле, крестообразный мотив и остатки, которые можно рассматривать как голову животного. Крестообразную фигуру Валерий Николаевич рассматривал как условное изображение птицы. Он проводил интересные параллели с изображениями птиц в мансийских и хантыйских тамгах XVI–XVII вв. «Здесь типичное изображение плишки, или птички, — весьма распространенной в XVII в. тамги в Березовском уезде и на Белогорье …Сходные по типу изображения птиц, обычно трясогузки, встречаются и среди татуировок на руках у обских угров».

Иное толкование этой композиции дает В.Н. Широков. Он увидел здесь антропоморфное существо с головой в виде развилки, горизонтально вытянутыми и опущенными в локтях руками и ногами, согнутыми в коленях. Так же исследователем были выделены несколько фигур копытных, не замеченных предшественниками.

Изображения второй группы представлены двумя человекоподобными фигурами и геометрическими мотивами, которые В.Н. Чернецов называл изображениями рыболовных снастей типа хвостуш и котца. Слева от этой группы расположена третья плоскость с рисунками. На ней нанесена фигура копытного животного, скорее всего косули, и знаки.

Первая и вторая Бородинские скалы, фото из книги В.Н. Широкова «Уральские писаницы: реки Реж и Ирбит»

2-я Бородинская — скала высотой от 1.5 до 15 метров. От первой она находится на расстоянии 150 метров вверх по реке. Древние изображения приурочены к самой высокой части скалы, они нанесены на протяжении 23 метров. Эта писаница является одной из самых богатых рисунками на берегах Режа. Все изображения 2-ой Бородинской писаницы можно разбить на 8 групп.Крайнюю позицию в левой части 2-й Бородинской писаницы занимают четыре фигуры: горизонтальный зигзаг, геометрический мотив, напоминающий шалаш, и две частично разрушенные фигуры, вероятно изображающие животных.

Рисунки второй группы нанесены на крупный блок в 1.75 метра от первой панели. Изображения здесь делались неоднократно, самые яркие видны на фоне предыдущих мотивов. Здесь можно выделить схематичный контурный рисунок копытного, две водоплавающие птицы, вертикально расположенные волнистые линии и полусотовый мотив.

Третья группа состоит их различных геометрических мотивов, фигур птицы, антропоморфного существа, крупного изображения животного и множества пятен краски.

Далее вправо, на двух блоках нанесены следующие рисунки четвертой группы. Вверху изображена геометрическая фигура в виде угла, под этим рисунком находятся фигуры трех животных. Два из них — это копытные, разрушенные отслаиванием скальной поверхности, третья — фигура.

В пятую группу В.Н. Широков выделил следующие изображения: сетчатый мотив, антропоморфное существо в фертообразной позе с головой в виде развилки, остатки сетки с сотовыми ячейками, фигура в виде ромба, края которого обрамлены отрезками, гребневидные знаки, фигуры копытных. Владимир Николаевич так же отмечает, что некоторые фигуры, отмеченные в своде Чернецова до наших дней не сохранились. Скала сильно слоится, что приводит к гибели изображений.

Шестая группа представлена многочисленными геометрическими мотивами, среди которых можно отдельно выделить овал с кругом в центре, диаметром около 10 сантиметров, и 9 лучами вверху, и крупную фигуру в виде вертикального зигзага с заштрихованными полями.

Геометрические фигуры
на Второй Бородинской писанице, 2010 год

Фрагмент третьей группы рисунков Второй Бородинской писаницы, 2010 год

К седьмой группе относятся расчерченный параллелограмм, шесть соединенных вертикальных отрезков, фигура лося, солярный знак и четыре дуги с небольшими отростками, в которых В.Н. Чернецов видел изображения небосвода.

Восьмая группа состоит из силуэтной фигуры копытного, изображения человека с раскинутыми в стороны руками и ногами в виде ромба и, возможно, остатков сетки.

3-я Бородинская скала находится в 3 километрах выше по Режу, на левом берегу. Небольшая писаница находится на скалистом выступе типа каменных палаток. В.Н. Чернецов писал: «Несмотря на ее плохое состояние, 3-я Бородинская писаница ни по составу и начертанию фигур, ни по содержанию, как видно, не выпадает из обычного типа. Вместе с тем она в некотором отношении представляет особый интерес. Как мы видели, эта писаница расположена в неприметном месте, и мы нашли ее совершенно случайно, пытаясь укрыться от дождя под навесом выступающей плиты. Этим она отличается от всех других известных нам наскальных изображений Урала, находящихся на хорошо видимых утесах. Судя по этой писанице следует полагать, что наскальные изображения могут оказаться и в других подобных же малозаметных местах, что значительно расширяет поле возможных поисков, хотя и усложняет их». Изображения сохранились очень плохо. Среди них — дугообразный небосвод, выше которого — часть фигурки животного, кроме того видны зигзагообразные изображения и вертикальные штрихи.

Следующим пунктом с древними изображениями можно считать писаницу у деревни Першино. Она расположена на правом берегу Режа, примерно в 1.5 километрах вниз по течению от последних домов. Отличительной особенностью скалы с писаницей является пещера на правой стене которой, недалеко от входа, были обнаружены неясные геометрические мотивы. Фрагменты фигур, выполненных красной краской, густо перекрыты сажей и копотью. Возможно, рисунки станут более понятными после расчистки скальной поверхности.


Сохаревская писаница (скала Боруха)

Следующий пункт вниз по течению — Сохаревская писаница. Она расположена на левом берегу Режа, в 3.5 километрах ниже деревни Сохарево. На туристических картах Среднего Урала скала, на которой сохранились рисунки, имеет название Боруха. Она состоит из четырех ярко выраженных скальных выходов общей протяженностью около 300 метров.

Красочные изображения сохранились на двух средних скалах. Первая группа рисунков расположена на высоте 8–10 метров над водой. Перед рисунками имеется полка шириной около 1.5 метров, с которой можно произвести фотосъемку и зарисовку древних изображений. Попасть сюда достаточно сложно, к изображениям можно подняться с берега реки, либо спуститься сверху.

Первая группа рисунков на скале Боруха

Фрагменты изображений второй панели

Общий вид скалы Боруха недалеко от деревни Сохарево, 2010 год

Фигуры нанесены на поверхность желто-коричневого цвета и в некоторых местах густо перекрыты светло-серым кальцитовым натеком. В верхней части панно различима человеческая фигура, изображенная в «фертообразной» позе. Ноги персонажа не сохранились, руки согнуты в локтях и опущены на пояс, голова округлая. В 8 сантиметрах ниже начинается верхняя часть сложной геометрической фигуры. Здесь первобытный художник изобразил сетку, состоящую из линий и четырехугольников с расчерченным внутренним пространством. Справа от сетки сохранились несколько изображений птиц и фигура, состоящая из нескольких неправильных окружностей вписанных друг в друга. Под этой композицией различимы потеки красной краски.

Вторая группа представлена небольшими фрагментами фигур и пятнами краски. Она расположена на следующем скальном выходе в 50 метрах ниже по реке на высоте 1.7 метров над осыпью. Изображения так же покрыты кальцитовой корочкой и поэтому плохо различимы. Можно выделить пять красных точек, нанесенных в два ряда, и несколько красочных пятен. Правая часть плоскости поросла желтым лишайником, при удалении которого на каменной поверхности были обнаружены следы красной краски. Возможно, что под лишайниками могут находиться еще какие-либо фигуры.

Интересные этнографические параллели изображениям Сохаревской писанице приводит в своей работе В.Н. Широков: «…писаница состоит всего из нескольких фигур: антропоморфного персонажа, крупной сетки, двух птиц и концентрического овала. Ранее В.Н. Чернецов интерпретировал некоторые наскальные композиции как сцены охоты на линную водоплавающую птицу с применением сетей. Здесь же мы видим несколько иное — птицы показаны в полете по направлению к сети. О таком способе охоты также известно по этнографическим данным.

Вот как А. Алквист описывает способ ловли уток перевесом, или воздушной сетью: «На острове, мысу или любом месте между двумя водоемами прорубается в лесу прямая лесосека шириной в несколько саженей. Между вбитыми там двумя шестами вывешивается сеть, иногда высотой 10 саженей, длиной во всю просеку. С помощью двух шнуров, проходящих вверху через два крючка, вбитых в шесты, а внизу через ролики, ловец птиц быстро опускает сеть.Утки, собирающиеся обычно весной в стаи, будучи напуганы, летят над землей от одного водоема к другому и охотно выбирают путь через просеку. В полутемноте весенней ночи они не замечают вывешенной сети и штурмуют ее; тогда ловец выпускает шнур из рук и сеть надает на птиц, которых он быстро умерщвляет, прокусывая им шею. Таким способом каждую вешу убивают невероятное число уток; двое мужчин могут за ночь поймать воздушной сетью 50–100 уток». Им приводится и рисунок сети Нуммелина по модели, изготовленной в Сартынье. Какова символика концентрического овала, сказать сложно. Возможно, это солярный знак, отражающий связь всей сцены с календарным сезоном. Не исключено, что он может означать и какой-то топографический ориентир, например, озеро. Антропоморфного персонажа с большой долей вероятности можно связать с изображением одного из местных духов — покровителей данной территории».

Антропоморфный персонаж на Гостьковской писанице по В.Н. Широкову

Далее мы скажем несколько слов о следующем памятнике наскального искусства — Гостьковской писанице. Она расположена на правом берегу Режа напротив деревни Гостьково.

Изображения нанесены на скале, протяженностью около 550 метров и высотой до 30 метров над уровнем реки. Рисунки и следы краски отмечены в трех местах, но только одно панно сохранилось удовлетворительно. Здесь лучше других видна антропоморфная фигура. Как отмечает В.Н. Широков «ее облик очень необычен для уральских писаниц. Голова существа передана контурным овалом, через лицо разделяет прямая вертикальная линия носа. Глаза показаны двумя точками. Туловище передано одной прямой линией, руки согнуты в локтях и сведены к бедрам, ступни ног вывернуты внутрь».

В феврале 2010 года авторам работы не удалось обнаружить эту фигуру, поверхность каменной ниши, где она была нанесена, покрывает толстый слой копоти. Вероятно писаница погибла, хотя допускаем, что в эту поездку мы ее просто не нашли. Поэтому ниже мы приводим зарисовку писаницы, выполненную В.Н. Широковым.

 

Писаница у деревни Раскатиха

Следующим пунктом с наскальными рисунками вверх по течению реки является писаница у деревни Раскатиха. Скальные выходы, на которые в древности были нанесены изображения, расположены на правом берегу Режа, напротив последних деревенских строений. Скала имеет высоту около 45 метров и протяженность более 200 метров вдоль берега. Она разделена диагональным разломом на две части, по которому можно подняться наверх.

Древние изображения сохранились двух местах. Первая, верхняя по течению группа, расположена на высоте 4.5–5 метров над уровнем воды, на отвесных панелях с легким отрицательным наклоном. Рисунки нанесены на желтоватую каменную панель и во многих местах перекрыты белым кальцитовым натеком. Стена с рисунками обрывается в воду, и подобраться к ним можно только по льду в зимнее время года. Скорее всего, изображения наносились с каких-то вспомогательных конструкций установленных на замершую поверхность реки. Плоскость с изображениями ориентирована на юг.

Примечательно название самой скалы — Говорун Камень, в зимнее время года, стоя перед панно с рисунками, можно отчетливо услышать звуки перелива и бульканья воды, доносящиеся от подножия камня. Возможно, именно этот факт определил выбор места для нанесения фигур древним художником.

На первом панно можно разобрать изображение копытного. Животное имеет контурное, почти прямоугольное туловище с двумя вписанными округлыми пятнами. Его шея, голова, ухо и ноги переданы линиями. Помимо этого изображения писаница содержит антропоморфную фигуру с головой в виде развилки, многочисленные геометрические формы и виде точек, линий, сотовых мотивов, пятен и отрезков.

Примерно в 100 метрах ниже по течению от первой группы находится вторая группа рисунков. Они расположены в нескольких метрах правее разлома, на высоте 5.5 метров.

Изображения также нанесены на скальную поверхность желтого цвета. Рисунки очень сильно перекрыты слоем кальцитового натека и для глаза видны лишь многочисленные пятна красной краски. После компьютерной обработки фотографий удается разобрать несколько фигур птиц разной степени сохранности, гребневидные фигуры, волнистые вертикальные линии и другие геометрические мотивы.

Первая группа рисунков Раскатихинской писаницы, 2010 год
Вторая группа рисунков Раскатихинской писаницы, 2010 год
Общий вид скалы с писаницей у деревни Раскатиха, 2010 год


Исаковская писаница

Исаковская писаница расположена в Алапаевском районе Свердловской области примерно в 2.5 километрах на юго-восток от железнодорожной станции Коптелово в довольно труднодоступных местах. Добраться сюда можно в зимнее время по льду или доплыть на лодке.

Скальная гряда более чем на 1 километр тянется вдоль правого берега Режа. Она состоит из нескольких отдельных выходов, сложенных толстослоистыми каменными породами желто-серых цветов. В некоторых местах останцы достигают высоты более 40 метров. Скала обращена к югу и отдалена от реки на 15–20 метров. Древние изображения расположены в ее центральной части, на каменном выступе, напоминающим со стороны реки клык.

Первую достоверную информацию об этом памятнике сообщил в 1914 году В.Я. Толмачев. Исследователь оставил зарисовки и несколько снимков, которые были опубликованы В.Н. Чернецовым во втором томе свода. Сам Валерий Николаевич изучал наскальные рисунки Исаковской писаницы в конце 1950-х годов. Он приводит интересные наблюдения «Сама скала как будто не имеет особого названия, или, во всяком случае, нам не удалось его выяснить. Обычно ее упоминают лишь как Писанец. Интересно отметить, что у жителей д. Исаковой сохранились некоторые поверья, связанные со скалой. Считают, что там живет Змей и что ходить туда небезопасно».

Скала с писаницей в 1914 году, фото В.Я. Толмачева

Копия рисунков Исаковской писаницы по В.Я. Толмачеву

Скальная гряда с Исаковской писаницей, 2010 год

В.Н. Чернецову удалось выделить 7 групп изображений, в наши дни исследователями было обнаружено еще одно панно с рисунками, а так же несколько гравированных фигур. Изобразительные мотивы Исаковской писаницы традиционны для уральских наскальных изображений. В первой группе рисунков можно увидеть фигуру лося, выполненную в скелетном стиле, солярный знак, представляющий собой круг с вписанным внутрь крестом и небольшими выступами на внешней стороне. Эти рисунки сохранили яркость красок и хорошо различимы на каменной поверхности.

Очень интересна одна из фигур второй группы. В.Н. Чернецов назвал ее «четырехлепестковой розетой». В.Н. Широков расшифровал этот рисунок как условно-антропоморфную фигуру с ромбовидной головой. Исследователь нашел аналогии этому изображению на керамике с поселения бассейна Конды – Волвонча I, которая датируется концом энеолита или началом бронзового века. Антропоморфное существо соседствует с геометрической фигурой в виде полусот и немного перекрывает ее. Судя по различию в цвете краски, можно предположить, что человеческая фигура позднее подводилась.

Немного ниже сохранился рисунок сетки с полями выполненными в шахматном порядке. Подобная фигура есть на Сохаревской писанице, но там, в комплексе с фигурами птиц, она может быть распознана как ловчее приспособление. Также на Исаковской скале можно увидеть рисунки геометрических форм — волнистые линии, некоторые с отростками, дуги, крест, многоугольники, точки и небольшие отрезки.

В 50 метрах ниже по течению от основного панно была найдена еще одна — восьмая панель с первобытными рисунками. Здесь можно разобрать несколько волнистых вертикальных линий и фигуру в виде сот.

Большая часть рисунков Исаковской писаницы покрыта белесыми кальцитовыми натеками, которые затрудняют фотосъемку и зарисовку изображений. Хотя в целом сохранность наскальных росписей достаточно неплохая.

Гравировки были обнаружены В.Н. Широковым в крайней правой части писаницы, на отдельном блоке, на высоте около полуметра над землей. Как отмечает исследователь, рисунок вырезан скорее всего металлическим предметом, и по своему облику фигура может быть истолкована как изображение бобра. Подобным образом бобер изображался в искусстве обских угров. Эти животные и в наши дни часто встречаются вблизи скалы с древними рисунками, на берегах Режа можно увидеть многочисленные поваленные ими деревья и сооруженные запруды.

Еще один пункт с фрагментами древних изображений был найден исследователями на левобережной скале реки Реж у деревни Исакова. Здесь можно разобрать остатки линий и пятна краски бледно красного цвета. Плохая сохранность этого панно не позволяет выделить здесь какие-либо фигуры. Эти фрагменты рисунков получили название Исаковской II писаницы.

Фигура условно-антропоморфного существа и геометрический мотив в виде сетки, 2010 год
Изображения на Исаковской писанице, 2010 год
Геометрические фигуры в левой части панно, 2010 год



© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ