К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Нейва — одна из живописнейших рек Среднего Урала. Она берет свое начало в Кукушкиных болотах и питается водами более чем полусотни притоков, наиболее крупные из которых: Алапаиха, Синячиха, Бунарка, Ольховка, Лобачевка, Шуралка, Шайтанка. Пройдя около 290 километров, Нейва сливается с Режем и вместе они образуют реку Ниццу.

В верховьях Нейвы имеется ряд водохранилищ — бывших заводских прудов: Верх-Нейвинское, Нейво-Рудянское, Невьянское, Петрокаменское. На их берегах зарождалась уральская металлургия. В документах XVII века река обычно именуются Невьей, это имя до наших дней сохранилось в названии города Невьянск.

Верхнее и среднее течение реки знаменито своими полезными ископаемыми. Кроме железа и меди позже в этих местах добывали также золото и платину и не имеющие себе равных по красоте самоцветы — аметисты, дымчатый кварц, топазы.

Нейва — очень живописная река, особенно в средней и нижней своей части. Особую красоту ее берегов составляют известняковые скалы вблизи города Алапаевска, на которых, можно увидеть древние рисунки, выполненные красной краской.

На сегодняшний день писаницы известны в небольшой части течения реки, между деревней Устьянчики и городом Алапаевск. Ближайшим к Алапаевску пунктом, где находились изображения, является скала Писанец, она расположена в самой верхней части заводского пруда, на правом берегу Нейвы. Первым о ней сообщает Иван Яковлевич Кривощеков, ссылаясь на рукопись Екатеринбургской духовной консистории, хранившейся в УОЛЕ.

«Писанец, — пишет Кривощеков, — в одной версте от деревни Алапаихи, береговая скала высотою до 6 сажень, здесь были прежде какие-то изображения, но с разрушением горной породы от действия дождей, морозов и пр. постепенно уничтожились. Теперь только название «Писанец» удостоверяет нахождение бывших здесь идеографических знаков». В 1914 году Алапаевский Писаный Камень посетил Владимир Яковлевич Толмачев, который подтвердил отсутствие там наскальных изображений и сообщил о находящейся в скале пещере. Толмачев заложил в пещере небольшой раскоп и обнаружил в ней зубы и кости медведя, оленя и других животных.

Долина реки Нейва, фото А.В. Перфилова, 2009 год

В 1931 году археологические разведки на берегах Нейвы проводил директор Алапаевского музея А.И. Тереножкин. Дневники с описанием результатов работ до наших дней не сохранились. В.Н. Чернецов обнаружил выдержки из них в рукописи археолога Николая Афанасьевича Прокошева. В своей работе «Пещерные археологические памятники Урала» Прокошев писал: «На правом берегу Нейвы близ деревни Алапаихи имеется скала Писанец. Название камня может указывать на бывшие здесь когда-то писанцы. Сейчас на камне Писанец они не обнаружены, но открыты на нескольких скалах в близком соседстве...»

Первые сведения о сохранившихся рисунках на скалах вблизи Алапаевска поступили в 1938 году от местных краеведов. Летом того же года, рабочий Зырянского рудника П.И. Фролов обнаружил на одной из прибрежных скал реки Нейвы писаницу и сообщил о своей находке в Алапаевский музей. Этим заинтересовался местный краевед П.И. Чернавин, он обследовал место находки и зарисовал найденные изображения, а наиболее выразительные перенес на кальку. Так был открыт самый яркий из известных, на сегодняшний день, памятников наскального искусства реки Нейвы — писаница на Двуглазом Камне.

Краеведы продолжали поиски и несколько выше по Нейве, на том же берегу, нашли еще одну скалу с древними рисунками — Коптелов Камень, эти изображения так же были скопированы. О своих находках Чернавин сообщил в Свердловский областной музей и дал заметку в местную газету, где высказал мнение, по которому «древние идеографические письмена» могли принадлежать только ранее жившим здесь вогулам-манси. В подтверждение своего предположения он привел ряд названий рек и селений, как «деревни Вогулка, Вогулье, реки Шакиш, Норна, Нейва и др.»
В 1939 году по следам Чернавина на Нейву выехал от Исторического музея Дмитрий Николаевич Эдинг, который скопировал на целлофан изображения обеих скал.

В 1958 году на берегах Нейвы работал Западно-Сибирский отряд Института археологии во главе с Валерием Николаевичем Чернецовым. Сотрудниками отряда были изучены и скопированы изображения с Двуглазого и Коптеловых Камней. Эти материалы вошли во второй том свода В.Н. Чернецова «Наскальные изображения Урала».

С 1984 по 1987 год школьники Свердловской областной станции юных туристов во главе с археологами В.И. Стефановым и Ю.П. Чемякиным совершили четыре похода на Нейву. Им удалось найти новые фигуры и сделать более точные копии рисунков на уже известных писаницах, а также найти два новых пункта с древними изображениями — на Косом и Старичном камнях. Результаты этих работ были опубликованы в периодической и научной литературе. В 1991 году еще одну скалу с писаницей у древни Устьянчики обнаружил Сергей Евгеньевич Чаиркин. Таким образом, на сегодняшний день известно о шести писаницах по берегам Нейвы, из которых до наших дней дошли пять.

Писаница Устьянчики

Гребневидная фигура на писанице Устьянчики по В.Н. Широкову

Находится на скале, расположенной за последними домами деревни Устьянчики, на напротив поселка Зыряновкий. Это самый верхний по течению нейвинский памятник наскального искусства.

Скальные выходы здесь тянутся по левому берегу на 800–850 метров. Древнее изображение было обнаружено в центре гряды на каменном останце высотой 8–10 метров. Оно нанесено примерно в трех метрах от земли. Здесь сохранился рисунок в виде гребня, нанесенный темно-бордовой краской. Фигура состоит из шести вертикальных отрезков, опущенных на немного изогнутую линию. Рисунок выполнен линией шириной около 1 сантиметра, его размеры 17 на 15 сантиметров. Двадцатью сантиметрами ниже различимо небольшое пятно краски. Вероятно, в далеком прошлом на скале были нанесены и другие фигуры, но отслоение и разрушение каменной породы привело к их исчезновению. До наших дней дошли только небольшие фрагменты наскального полотна.

Предположительная датировка писаницы — бронзовый век.

КРИВОЩЁКОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1854 —1916)

Российский географ и историк, исследователь Урала. Первый картограф среди коми-пермяков.

Иван Яковлевич происходил из коми-пермяцкой семьи крепостных графини Н. П. Строгановой. С детства будущий исследователь проявлял тягу к знаниям. Строгановы давали начальное и дальнейшее обучение наиболее талантливым детям с целью подготовки специалистов для своего большого и многостороннего хозяйства. Так и Кривощеков был отправлен на учебу в Усольское училище, а затем в Земледельческую школу в Москве. По окончании которой молодой специалист вернулся домой.

Как бывший стипендиат Строгановых, в порядке «отработки» И.Я. Кривощеков был определен в Пермское имение на должность практиканта по лесному хозяйству. В течение 25 лет он работал лесничим Пермского имения Строгановых.

Главным делом жизни И. Я. Кривощекова было составление географических карт Урала. Ему принадлежит составление карт Соликамского, Пермского, Чердынского и других уездов. И.Я. Кривощеков составил первую обстоятельную географическую карту обширной Пермской губернии, отвечавшую научным и практическим интересам своего времени. Первое издание этой карты было премировано на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге в 1887 году, в 1909 году дополненная и исправленная карта издана в Санкт-Петербурге тиражом 7 000 экземпляров. За второе издание карты ее автор был награжден Русским географическим обществом в 1913 году серебряной медалью имени крупнейшего русского географа П.П.Семенова-Тянь-Шанского.

Коптелов Камень

Панорама скальных выходов Коптелова Камня

У скалы с писаницей Устьянчики Нейва резко поворачивает на восток, и ее русло закладывает петлю, протяженностью около 3.5 километров. Здесь на правом берегу находятся полуразрушенные постройки бывшей туристической базы «Солнечная». В 300 метрах ниже которых имеются несколько скальных выходов, носящих название — Коптелов Камень. На двух скалах находятся несколько одиночных изображений, выполненных красной краской.

Первая группа древних рисунков сохранилась на второй по счету от турбазы скале. Интересно, что этот каменный останец, высотой около восьми метров, напоминает профиль человеческой головы. Здесь, примерно в четырех метрах от земли, нарисована фигура копытного. Оно имеет прямоугольное туловище, шея и голова с двумя ушами переданы одной линией. По пропорциям туловища и головы, можно предположить, что древний художник изобразил косулю. Сверху на голову и шею копытного спускается геометрическая фигура в виде сетки. Ниже изображения животного различимы следы красной краски, но из-за отслоения поверхности скалы выделить какие-либо фигуры невозможно. Примерно в полуметре выше этой композиции изображен поставленный на угол квадрат, размерами 11х11 см с вписанным в него косым крестом. Справа от этой фигуры едва различимы красочные пятна. Примерно в 30 сантиметрах ниже и левее квадрата сохранилась часть ромба, на две стороны которого опушены небольшие отрезки. В эту фигуру вписан ромб меньших размеров с точкой в центре. Длина этого рисунка около 30 см. Ширина линий, которыми выполнены рисунки, от 1 до 2 сантиметров. Опираясь на материалы традиционного искусства финно-угорских народов, квадрат с крестом и двойной ромб с лучами можно рассматривать как солярные символы.

Первая группа изображений писаницы Коптелов Камень, 2010 год

В 70 метрах ниже по течению от этого скального выхода находится еще один камень с писаницей. На высоте около 3 метров от земли находится рисунок утки, размерами 16 х 10 сантиметров. Корпус птицы контурный, почти правильной прямоугольной формы, разделен продольной линией, голова и шея выполнены линией. Примечательно, что эта фигура изображена вертикально, головой вверх. В 12 сантиметрах выше, расположены два гребневидных знака.

Изображения выполнены краской оранжевого цвета, линиями около 1 сантиметра шириной. Рисунок птицы имеет довольно хорошую сохранность, благодаря яркости краски, он отлично заметен с нескольких десятков метров. Гребневидные изображения в наши дни практически не видны, от них остались лишь небольшие фрагменты.

Вторая группа изображений писаницы Коптелов Камень, 2010 год

Любопытные параллели изображению птицы головой вверх с сюжетами хантыйской мифологии приводит В.Н. Широков: «…где водоплавающим отводится важная роль в создании мира. Птица ныряет на дно первичного океана и достает в клюве кусочек ила, из которого впоследствии разрастается Земля, заселяемая животными и людьми. Нарисованная вертикально, утка на Коптеловом II Камне показана не плывущей, летящей или сидящей, а именно выныривающей кверху, где верх символизируют гребневидные знаки. Это и дает основание говорить о совпадении наскальной композиции с вербальным текстом, а также видеть в ней (композиции) не иллюстрацию к мифу, а его своеобразную графическую трактовку».

В своей работе «Уральские писаницы: река Нейва» исследователь предложил назвать эти скальные выходы с древними рисунками Коптеловым I и II Камнями.

Время создания этих изображений можно отнести к энеолиту — эпохе бронзы.


Косой Камень

Общий вид Косого Камня, 2010 год

В 2.5 км ниже по течению от Коптеловых Камней, на правом берегу реки находится Косой Камень. Эта скала высотой около 35 метров сложена мощными известняковыми плитами, круто наклоняющимися в сторону реки. Падающие пласты с южной стороны скалы образуют толстый карниз у самой земли. На одном из его блоков на высоте около 4–4.5 метров над землей древний художник оставил свои рисунки. До наших дней сохранилось несколько фигур. Изображения нанесены на покрытую кальцитовым натеком поверхность, тонкая корочка которого покрывает и сами изображения. В верхней части композиции выполнена фигура животного, видимо здесь первобытный мастер изобразил лесного гиганта — лося. Его туловище было передано закрашенным силуэтом, хорошо различимы передняя и задняя ноги животного, голова и тело сильно повреждены отслоениями скальной породы. В.Н. Широков отмечает интересную техническую особенностью рисунка — «голова зверя была нарисована на небольшом выступе камня, который придавал ей объем; в настоящее время голова едва читается по двум небольшим фрагментам краски».

Немного ниже видна фигура, напоминающая схематичное изображение лодки с тремя гребцами, которые переданы небольшими раздваивающимися сверху отрезками. Подобные композиции можно видеть на каменных полотнах Фенноскандии.

Панель с рисунками, писаница на Косом Камне, 2010 год

Однако, В.Н. Широков называет ее «...гребневидной фигурой с пятью «зубцами», обращенными кверху. Размер этого знака 24 х 10 сантиметров. Крайние «зубцы» представляют собой простые, немного изогнутые линия, а, заключенные между ними, во-первых, расширяются к основанию, во-вторых, раздвоены вверху. Этими деталями данное изображение отличается от гребневидной фигуры писаницы Устьянчики».

Вниз от левого края «лодки» опускается длинная зигзагообразная линия, ниже которой сохранились четыре волнистых вертикальных отрезка. Фрагменты еще двух вертикальных линий можно разобрать примерно в 30 сантиметрах справа от гребневидного знака. В двух метрах слева от композиции, едва различимы пятна краски красного цвета. Возможно, здесь был нарисован еще один вертикальный зигзаг, состоящий из шести или семи отрезков.
Датировка этого памятника наскального искусства затруднена.


Двуглазый Камень

Общий вид скалы Двуглазый Камень, 2010 год

Следующая писаница нанесена на скале Двуглазый Камень. Он расположен вблизи детского лагеря отдыха «Спутник» и, примерно, в 300 метрах ниже по течению от Косого Камня. Эту писаницу можно назвать самой большой по количеству фигур из всех известных на берегах Нейвы.

Как мы уже указывали выше, эти рисунки были открыты в 1938 году П.И. Фроловым и, позднее, изучались Чернавиным и Эдингом, в отчетах которого скала с древними изображениями названа в честь первооткрывателя — Фроловым Камнем.
В 1958 году наскальные изображения Нейвы исследовались экспедицией В.Н. Чернецова. Вот как описывает поиски сам исследователь: «В Алапаевске не осталось никого, кто бы мог дать какие-либо указания о месте нахождения скал с писаницами и о Фроловом Камне. После трехдневных бесплодных поисков на протяжении 20 км вверх по Нейве нам посчастливилось встретить местного рыбака, который сказал, что Фролова Камня не существует, а скала, которую мы ищем, называется Двуглазый Камень, и он находится гораздо ближе к Алапаевску, чем мы ищем. Заручившись подробными указаниями, мы легко нашли нужное место. По всей видимости, Д. Н. Эдинг, желая увековечить память П.И. Фролова, нашедшего писаницу, и назвал в своем отчете скалу его именем, к сожалению, этого не оговорив».

Фрагменты основного панно писаницы на Двуглазом Камне, 2010 год

Свое название камень получил благодаря двум гротам на фасадной части.

На скале можно выделить три группы изображений. Первая и третья группы содержат немного фигур, которые представлены точками, отрезками и некоторыми другими геометрическими формами. Самая насыщенная и яркая — средняя группа. Она не представляет собой единой композиции, здесь можно выделить зигзаги с отростками, полусотовые ряды, великолепное солярное изображение и фигуру копытного с прямоугольным туловищем и отвислым брюхом, в контур которого вписано множество точек, а на спине — сдвоенная дуга с отрезками. Сохранность фигур разная, часть из них повреждены отслоениями скальной основы или перекрыты кальцитовыми натеками.

Как отмечает В.Н. Широков: «на писанице сделаны очень ценные наблюдения, касающиеся сохранности фигур и их подновления. Это относится к рисунку копытного, на длинных ушах которого отчетливо видны следы повторного нанесения краски, после чего они оказались наполовину короче первоначальных. Значит, создатели писаниц не только наносили новые композиции поверх старых, но и заботились о сохранности по крайней мере отдельных фигур, ретушируя их».
Дату создания этих рисунков можно отнести к энеолиту — бронзовому веку.


Старик Камень

Останец Старик Камень, 2010 год

Последнее из известных на данный момент местонахождений древних рисунков на берегах Нейвы — Писаница Старичная. Она расположена на территории города Алапаевска, на скале известной как Старик камень. Он находится на левом берегу реки, напротив дома отдыха «Нейва». Примерно в 100 метрах выше по течению от этого места памятника в Нейву впадает речка Старичная. У самого подножия скалы проходит насыпная грунтовая дорога.

Сохранившиеся древние рисунки находятся в правой части камня на высоте около 1.5 метров над глыбовой осыпью. Здесь можно выделить контурное изображение утки, ее голова и прямая шея показаны двумя линиями, в контур туловища нанесены три маленьких пятна. Рисунок птицы частично перекрывает выполненную в скелетном стиле антропоморфную фигуру. Видны согнутые в локтях и опущенные на пояс руки, частично сколами разрушенную голову, повидимому, украшал двурогий головной убор. С каждой стороны линейного туловища видны по два отрезка-ребра. Цвет краски более бледный, чем фигура птицы. Слева от птицы находится еще одна человекоподобная фигура. Ее сохранность еще более плохая, чем у первого антропоморфного изображения. В данном случае сохранились только нижняя часть туловища и две ноги. Правая, согнутая в колене, видна до середины голени, левая сохранилась лишь выше колена. Выше этой композиции древний мастер нанес две фигуры в форме гребня. Эти рисунки, опять же схожи с изображениями лодок на скалах Скандинавии и Карелии. Они имеют круто загнутые «корму и нос судна», на «на палубе» видны «члены команды» — по четыре в каждой лодке. Левее этих изображений видно размытое пятно краски, под ним просматриваются фрагменты нескольких волнообразных вертикальных линий.

Писаница на скале Старик Камень, 2010 год

В осыпи возле скалы археоогами были найдены кремниевые отщепы, двухсторонние ножевидные пластины и кость человека. Изучив эти находки, специалисты пришли к выводу, что ножам Старичного Камня типологически ближе всего энеолитические орудия, найденные на памятниках суртандинской, аятской и даже чужьяельской культур.
Старичная писаница яркий пример датирования методом проведения аналогий с найденным у наскальных изображений вещевым комплексом.
Анализ нейвинских писаниц показывает их определенные различия. Большое количество рисунков на Двуглазом камне резко выделяет его на фоне остальных пяти пунктов. Стилистически рисунки различаются между собой, что заставляет предполагать постепенное создание скальных полотен на этом участке долины реки, и не одним автором.
Писаницы реки Нейвы, являются интереснейшими памятниками древнего художественного творчества. Возраст этих памятников можно датировать 4 000–5 000 лет. Являясь органической частью своего времени и той культуры, в которой они существовали, писаницы позволяют представить жизнь людей древних эпох, их мировоззрение, религиозные верования, ритуальную практику, то есть сферу духовной культуры.



© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ