К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Река Серга — правый приток реки Уфа, длиной около 110 километров. Ее истоки находятся на западном склоне хребта Коноваловский Увал и урочище Моховое Болото. Верховье реки протекает по достаточно глухой лесистой и ненаселенной местности. В нижнем течении Серга составляет основу природного парка «Оленьи ручьи», ее берега украшены причудливыми скалами. Пожалуй, это одна из красивейших рек Свердловской области.

Природный парк, площадью 127 км2, был создан в 1999 году. Сегодня «Оленьи ручьи» — одно из самых популярных мест проведения досуга на территории Свердловской области. Здесь организовано несколько пешеходных маршрутов общей протяженностью около 40 километров. Для удобства посетителей проложены удобные тропы, через ручьи и овраги переброшены мостики, дорогу к основным достопримечательностям указывают многочисленные таблички. На входе в «Оленьи ручьи» работает информационный офис, где ведется регистрация посетителей, продаются входные билеты и сувениры. Здесь же туристы могут получить карту с основными маршрутами, за порядком на территории парка следит специальная егерьская служба.

На территории парка сосредоточены 18 природных и исторических объектов, например, пещеры Аракаевская и Дружба, Большой карстовый провал, скалы Карстовый мост и Дыроватый камень. Но, пожалуй, самой известной достопримечательностью является скала с древними рисунками. Это одна из самых известных писаниц Урала. Фигура оленя, оставленная на отвесной скале первобытным художником, стала символом парка и определила его название.

Общий вид Сергинского Писаного камня, 2010 год

Открытие наскальных изображений на реке Серге связано с именем местного краеведа Николая Николаевича Хрущева. Он нашел рисунки еще в 1920-х годах, но не придал этому большого значении и лишь в 1959 году опубликовал описание писаниц и фотографии изображений в журнале «Уральский следопыт». Скала, о которой сообщил Н. Хрущев, находится ниже города Нижние Серги по направлению к Михайловскому заводу, в 6 километрах от станции Бажуково. В наши дни на картах она так и называется — Скала Писанец.

Скальный выход с рисунками находится на левом берегу реки. Примерно в 2.5 километрах ниже Дыроватого Камня. Скала Писанец имеет протяженность около 40 метров и высоту около 30. Древние изображения нанесены в нижней по течению части камня, на отвесных панелях желтоватого цвета.. Сегодня к подножию скалы с рисунками ведет металлическая лестница, но увидеть и сфотографировать сами рисунки возможно с лодки во время сплава или в зимнее время года, когда река замерзает.

Основание скалы сильно подмыто Сергой, так что камень слегка нависает над водой. Здесь на высоте около 6 метров на гладких камнях и расположены изображения. Непосредственно под ними на скале прослеживаются остатки узкого уступа, возможно, именно с него были нарисованы фигуры. В наши дни подобраться до изображений можно только используя какие-либо конструкции или специальное скалолазное оборудование.

Памятник изучался в начале 1960 годов Валерием Николаевичем Чернецовым, в конце 1960-х группой В.Т. Петрина, в 1990-х годах В.Н. Широковым.

На скале видны две группы изображений, они нанесены на двух плоскостях скалы, расположенных практически под прямым углом друг к другу.

Две группы рисунков Сергинской писаницы после компьютерной обработки. Сегодня этот памятник наскального искусства находится под охраной егерьской службы природного парка «Оленьи ручьи». В прежние годы панели с изображениями были выбраны охотниками в качестве мишеней, о чем свидетельствуют многочисленные сколы на скальной поверхности

Левое панно по В.Н. Широкову содержит одну фертообразную фигуру человека, справа от нее две фигуры копытных, выполненных в рентгеновском стиле, и две полусотовые формы. Чернецов видел в изображениях животных косуль, а полусотовые мотивы расшифровывал как еще одну или две фигуры копытных усеянных сколами.

Сантиметрах в 30 выше фигуры первого животного находится изображение небосвода, а еще выше, на расстоянии 130 сантиметров — изображение солнца. Его лучи, судя по одному, сохранившемуся полностью, имели раздвоенные концы, подобно изображениям на Верхнем Балабане и Змиевом камне на Тагиле. Оба этих рисунка сегодня едва различимы.

Второе панно расположено правее в непосредственной близости от первой группы. Наиболее заметной в ней является антропоморфная фигура идентичная первой, левее нее прослеживаются ряды пятен и несколько пересекающихся отрезков. Ниже и немного правее рисунка человека едва различимо округлое пятно краски.

В начале 1960-х годов В.Н. Чернецов отмечал небольшой, но отчетливый солярный знак, изображенный левее второй группы рисунков. До наших дней эта фигура не сохранилась. Видимость большинства изображений достаточно хорошая, особенно стоит выделить яркость фигур копытных первой группы. Сравнивая их с другими фигурами писаницы, можно сделать вывод об их повторной подводке древними художниками. Общую сохранность писаницы все же нельзя назвать хорошей. Она пострадала не только от времени и атмосферных воздействий, а также от деятельности местных охотников, избравших ее мишенью для стрельбы.

Сергинская писаница ни по композиции, ни по содержанию не отличается от зауральских. Антропоморфные фигуры в стилистическом отношении близки некоторым тагильским, ирбитским, северским и режевским. Некоторое своеобразие можно отметить лишь в манере изображения животных, в частности для фигуры второго животного, которой на задних ногах подчеркнуто выступание пяточных костей. Эта особенность не встречается на других уральских изображениях. Как отмечает В.Н. Широков, датировка Сергинской писаницы затруднена, возможно, она относится к эпохе неолита или бронзовому веку. Об этом могут говорить аналогии с фертообразными человеческими фигурами на других памятниках Урала. В то время, как акцент на пяточные кости задних ног копытных животных присущ гравировкам на металлических предметах железного века.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ