К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Кроме писаниц неолита и эпохи металла на скалах, на Урале обнаружены уникальные памятники пещерного искусства, относящегося к древнекаменному веку. Это рисунки в Каповой и Игнатьевской пещерах.

Гравированная фигура мамонта со стоянки Мальта, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

После открытия древнейших росписей и гравировок в пещерах Альтамира, Шабо, Пэр-нон-Пэр, Марсула, Ла Мут, Комбарель, Нио уже в начале ХХ столетия стало ясно, что на достаточно небольшой территории юга Франции и Севера Испании сформировался мощный очаг палеолитического искусства. В среде европейских ученых того времени стали строиться теории об исключительной роли населения этих регионов в процессе развития первобытного искусства. Профессор Парижского института по изучению доисторического человека Гуго Обермайер в своей монументальной работе «Доисторический человек» писал: «Находящаяся в гораздо более благоприятных климатических условиях Западная Европа обнару­живает такое развитие искусства, что с ним нельзя и сравнивать те ничтожные следы художественной деятельности первобытного человека, какие мы находим в Цен­тральной Европе».

Однако, находки великолепных образцов верхнепалеолитической пластики на стоянках в Пржедмости, Долних Вестоницах в Чехии, Мезине на Украине, Костенках в Воронежской области, Елисеевичах на Смоленщине, Мальте и Бурети в Восточной Сибири, говорили о гораздо более широком распространении первобытного искусства. Прекрасные костяные и глиняные скульптурки, гравировки на пластинках из камня и бивня мамонта, украшения, музыкальные инструменты говорили о богатстве, своеобразии и различных проявлениях палеоли­тического творчества в Центральной, Восточной Европе и в Сибири. Отсутствие палеолитической живописи на этих территориях, вероятно, объясняется отсутствием подходящих пещер и гротов. Хотя, в середине ХХ века высказывались мнения о палеолитическом возрасте некоторых наскальных изображений, открытых на территории СССР. К ним относили гравированные геометрические мотивы в гротах Мгвимеви в Грузии и Агца в Абхазии, красочные сцены охоты в ущелье Зараут-Сай в Узбекистане, фигуры быка и двух лошадей с Шишкинских скал. Однако, против столь древнего возраста упомянутых памятников, уже в то время имелись серьезные возражения, в частности исследователи ссылались на то, что среди изображений животных отсутствуют вымершие виды ледникового периода.

Вокруг этой фигуры в 1950-1970 годы разгорелась жаркая дискуссия. Одни ученые видели в ней мамонта, и датировали эпохой палеолита, другие – быка,выгравированного в неолите. Каменная могила, Украина

В 1950–1970-е годы развернулись жаркие споры о датировке некоторых изображений Каменной Могилы на Украине. По существу, дискуссия велась вокруг одной фигуры, является ли изображенное здесь животное быком или мамонтом. Современные исследователи рассматривают этот петроглиф как рисунок быка и придерживаются неолитической датировки. Исследования, проведенные в последние годы на Шишкинской писанице, так же подтвердили ошибочность датировки некоторых фигур палеолитом. Рисунки Узбекистана, сегодня уверенно датируют мезолитом и неолитом.

Поэтому, бесспорно, открытие палеолитических рисунков в Каповой пещере стало настоящей сенсацией в мировой исторической науке.
.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ