К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Кроме Каповой и Игнатьевской пещер, чьи росписи достоверно можно отнести к эпохе верхнего палеолита, выполненные краской рисунки были обнаружены в залах еще двух южноуральских пещер — 2-ой Серпиевской и Старо-Мурадымовской.

2-ая Серпиевская (Колокольная) пещера находится в Катав-Ивановском районе Челябинской области близ села Серпиевка на правом берегу реки Сим, примерно в 12 километрах выше по течению от Ямазы-Таш. Пещера заложена в плотных светло-серых известняках девонского возраста. Вход в пещеру расположен на высоте 11 метров над уровнем и реки ориентирован на юго-восток. Он имеет форму арки высотой 3 метра и шириной 4 метра.

Изображения, напоминающие «хижину»
и фигуру северного оленя, 2-я Серпиевская пещера

Вход во 2-ю Серпиевскую (Колокольную) пещеру

Пещера коридорно-гротового типа, представляет собой галерею шириной от 2 до 5 метров и высотой от 1 до 8 метров. На расстоянии 30 метров от входа параллельно основному коридору идет ход, получивший из-за гладкости стен и полукруглого потока название — «Метро». Это довольно длинный и узкий ход, его протяженность около 40 метров, ширина 1.2 метра, а высота не более 1 метра. Отсюда, влево, в основной коридор отходят три хода. Пространство пещеры определяют четыре явно выраженных зала: Узкий, Круглый, Сталактитовый и Дальний. По рассказам местных жителей пещера служила местом проведения старообрядческих религиозных церемоний, здесь был установен колокол, поэтому за ней закрепилось второе название «Колокольная».

В 1982 году пещеру Колокольную, наряду с другими карстовыми полостями этого района, исследовали археологи В.Т. Петрин, В.Н. Широков, С.Е. Чаиркин. В ходе работ ими были найдены изображения нанесеные красной краской. Всего ученым удалось выделить и частично скопировать 8 групп рисунков, все они находятся в довольно плохой сохранности. Изобразительные мотивы представлены группами линий, овальными пятнами и остатками более сложных геометрических мотивов. Одна из них напоминает шалашевидный мотив. У входа в низкий кольцевой коридор в полуметре над землей нанесена фигура животного очень плохой сохранности, напоминающего северного оленя.

В глубине пещеры, возле одного из рисунков, археологами был заложен раскоп, в культурном слое найдены мелкие угольки и кости крупных и мелких животных, характерных для эпохи верхнего палеолита. Пока нет прямых доказательств связи угольков в культурном слое и настенных изображений, однако такая связь весьма вероятна.

Примечательно, что во входной части пещеры, так же как и в Ямазы-Таш, были обнаружены человеческие захоронения. Во 2-ой Серпиевской пещере это фрагменты мужского и женского скелетов, датируемые, возможно, эпохой железа.

Сегодня специалисты предполагают, по крайней мере, три интерпретации этого памятника. Первая — святилище относится к самому концу позднего палеолита. Вторая — пещера была местом, где проводился предварительный этап обряда, кульминация которого развивалась в Игнатьевской пещере. Третья — памятник относится к после палеолитическому времени и фиксирует затухание древнейшей традиции нанесения изображений в подземных галереях.
Вполне вероятно, что под кальцитовыми натеками на стенах пещеры, можно обнаружить новые древние рисунки.


Старо-Мурадымовская (Мурадымовская 2-ая, Копченая) пещера расположена в правом борту долины реки Большой Ик, на высоте примерно 110 метров над уровнем реки. Пещера представляет собой древний карстовый источник. Отложения пола пещеры представлены пылеватыми глинами, щебнем, дресвой, в привходовой части — гумусом, остатками древесины и другой занесенной с поверхности органики. Среди антропогенных отложений пещеры особое место занимает слой копоти, который формировался здесь с далеких времен. В настоящее время копоть покрывает до 90% подземной полости, что и предопределило второе название пещеры — Копченая.

В подземной полости выделяются два уровня ходов с перепадом между ними 16 метров. Нижний ярус представляет собой 70-метровую галерею с двумя коленообразными изгибами, приуроченными к пересекающим горный массив трещинам. Здесь, на правой стене, в 1984 году спелеологом-любителем Л.Н. Федотовым были обнаружены выполненные красной краской рисунки. В этом же году он показал их сотрудникам геологической экспедиции Института литологии АН СССР и Института геологии БФ АН СССР. Фотограф этой экспедиции — С.Г. Новиков отснял эти рисунки и опубликовал их в газете «Советская Башкирия» от 29 июля 1984 года. В 1984 году памятник изучался башкирскими археоогами Раием Гумеровичем Кузеевым и Анатолием Харитоновичем Пшеничнюком. Рисунки нанесены в 60 метрах от входа в дальней части галереи нижнего яруса. Всего было обнаружено одиннадцать стилизованных антропоморфных фигур, расположенных тремя группами.

Датировка рисунков до конца не ясна. Хотя башкирские исследоватеи предварительно определили их возраст концом мезолита – началом неолита

Стилизованные антропоморфные фигуры
в Старо-Мураодымовской пещере

В настоящее время пещера Старо-Мурадымовская фактически не охраняется. Ввиду относительно простой технической доступности, большинство туристов ее посещают самостоятельно. Пещера сильно замусорена, на стенах много современных граффити, выполненных углем, краской, гравировкой. Большое количество привнесенного органического материала создало питательную среду для роста в подземной полости плесневых грибов. На стенах и потолках имеются свежие сколы породы. Видимо, они образовались в результате нагревания известняка при прохождении пещеры с факелами. Поэтому в 2008 году сотрудниками Природного парка «Мурадымовское ущелье» на входе была установлена стальная решетка с дверью. В наши дни здесь разрабатывается организованный туристический маршрут, исключающий бесконтроьные визиты в пещеру.

Рядом со Старо-Мурадымовской пещерой расположен Грот Голубиный (1-ая Мурадымовская пещера). Он имеет вход внушительных размеров, расположенный почти в 100 метрах над уровнем реки. Здесь в 1960 году проводил археологические исседования О.Н. Бадер. В заложенном им раскопе были обнаружены каменные издеия характерные для эпохи среднекаменного века.

Обнаруженная на Урале палеолитическая живопись служит веским доказательством сходства художественного и мифологического восприятия мира человеком далеких эпох. Того, что в сходных природных и экономических условиях везде, где жил человек, у него возникали одни и те же явления социальной жизни. Вероятно, отсутствие произведений палеолитического искусства в некоторых регионах Земли, обусловлено лишь тем, что не везде были пригодные для этого пещеры, а может быть, и не везде было принято прятать эти изображения и их глубине. Поэтому не все подобные произведения искусства сохранились до наших дней, а в большинстве своем стерты с древних поверхностей временем или давно исчезли вместе с теми предметами, на которые они были нанесены.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ