К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

В современном мире многие исторические места — города, поселения, религиозные и культовые центры вызывают большой интерес людей. Многие памятники прошлого стали центральными объектами в различных туристических программах и маршрутах. Сегодня невозможно представить круиз по Нилу без осмотра храмовых комплексов Луксора или Карнака, отдых на Неополитанском побережье без посещения Помпеи, визит в Афины без знакомства с Парфеноном.

Вокруг многих памятников создана туристическая инфраструктура — отели, рестораны, магазины, информационные центры и экскурсионные бюро. Многие места известных археологических раскопок стали центрами музеев под открытым небом (Open Air Museum), только в странах Европы на сегодняшний день насчитывается более полутысячи подобных мест. На базе многих из них работают образовательные центры для школьников, студентов и всех интересующихся историей, открываются лаборатории экспериментальной археологии, создаются примеры реконструкций быта людей далекого прошлого. Здесь проводятся фестивали, праздники и тематические мероприятия, посвященные различным историческим событиям. Коммерческая деятельность этих музеев обеспечивает не только само их существование, но дает средства для дальнейшего изучения и сохранения памятника.

В последние десятилетия многие образцы наскального и пещерного искусства так же часто становятся объектами посещения. Древние рисунки имеют высочайшую ценность для понимания прошлого, но в отличие от других археологических памятников, они очень уязвимы по своей природе и более подвержены риску разрушения. Древние полотна невозможно рассматривать вне природной среды, они не могут стать экспонатом в витрине, их нельзя оградить от человека защитным стеклом. Скалы и пещеры с древними изображениями сами становятся музеями. Поэтому на передний план выходят вопросы сохранения, грамотного представления полотен зрителю и контроля за самим показом. Решение этих задач может потребовать высоких финансовых затрат и проведения специальных исследований. Необходимо составить четкий план управления таким музеем, анализ и прогнозирование действий, которые могут произойти на территории памятника. Должен быть разработан комплекс специальных мер направленных на его долгосрочное сохранение.

Для профессиональных археологов часто превыше всего стоит само исследование росписных скал или пещер. Иногда они с трудом понимают, что объекты наскальной живописи принадлежат не только специалистам. Несомненно, их исследования имеют огромное значение, но не менее важны и интересы простых людей. Памятники древнего искусства могут использоваться в образовательных и коммерческих целях. Население, проживающее по близости, может принимать активное участие в создании туристической инфраструктуры, получать от этого материальную выгоду и иметь стимул для разностороннего развития территории.

Кроме научной и коммерческой сторон, нельзя упускать из виду эстетические, духовные или религиозные аспекты. Каждый человек может иметь свой интерес и точку зрения, находить в памятнике для себя что-то особенное. Поэтому необходимо произвести не только научную, но и самую разностороннюю оценку общественной значимости объекта, определить все его ценности, учесть мнение разных сторон, не подвергая риску сам памятник.

Не менее важны и правовые аспекты создания музея наскального искусства. Здесь на первый план выходят вопросы собственности и принятие нормативных актов, определяющих статус памятника и его использование.

Северские скалы, расположенные вблизи Екатеринбурга, часто посещаются жителями мегаполиса. Следами частых визитов к писанице стали бытовой мусор, стоянка с костровищем

Часто древние рисунки сохранились на хрупкой, поврежденной временем, поверхности. На фото представлен пример отслоения поверхности скалы и разрушения изображений. Шайтанская писаница, река Реж, Средний Урал

Решающее значение при создании музея наскального искусства имеет оценка состояния самого памятника. В идеале она представляет собой техническое исследование, проводимое квалифицированными специалистами, способными определить степень сохранности изображений и предложить все возможные меры их защиты. При этом необходимо принять во внимание не только состояние каменной поверхности и самих рисунков, но и прилегающей территории. Необходимо понимать, как присутствие посетителей отразится на скалах, реках, озерах, растениях, лишайниках и других видах биологических организмов. Создание инфраструктуры может повлиять на флору и фауну близлежащих территорий, ускорить выветривание и эрозию скал, усилить рост растений, привести к загрязнению воды, к миграциям животных и насекомых.

Такая всесторонняя оценка должна лечь в основу детального документирования объекта. Это позволит создать необходимую базу знаний для отслеживания последующих изменений в состоянии памятника. Для сбора такой информации может потребоваться привлечение узких специалистов: биологов, геологов, реставраторов. Однако первоначальный отчет о состоянии наскальной живописи способен составить любой археолог. Такой отчет должен включать общее описание памятника и информацию об очевидных факторах, воздействующих на каменные полотна, например, таких как лишайники, кальцитовые натеки, эррозии и антропоморфное воздействие, особенно в форме вандализма.

Особый акцент хочется сделать на невозможности составить полную картину того, как повлияет на памятник древней живописи массовое вторжение посетителей. Практически невозможно защитить объект от всевозможных рисков и опасностей, как природных, так и антропогенных. Поэтому все действия, предпринимаемые в отношении наскальных изображений, должны быть максимально обратимыми. При музеефикации необходим взвешенный и индивидуальный подход для каждого памятника наскальной живописи.

На первом плане должны стоять вопросы сохранения. Какую-то часть этих проблем могут решить ученые-археологи или обслуживающий персонал музеев под открытым небом. Однако действия, предполагающие прямой контакт с каменным полотном вмешательство в его поверхность, должны проводиться квалифицированными специалистами. Можно выделить следующие уровни работы с наскальными рисунками:

Уровень 1. Уход за объектом с наскальными изображениями с минимальным воздействием. Например, удаление мусора на территории музея или пыли и земли с горизонтальных плит покрытых петроглифами.

Уровень 2. Помимо ухода подразумевает физическое вмешательство. Например, удаление растений, которые ветвями могут задевать рисунки, отведение попадающей на панели воды.

Уровень 3. Реставрация изображений. Подра
зумевает процесс возвращения объекта в его первоначальное состояние. Например, удаление лишайника или граффити.

Уровень 4. Реконструкция изображений. Это крайняя мера, которая может включать воссоздание частично разрушенных или погибших изображений.

Еще раз повторим, что 3 и 4 уровни работ с наскальными полотнами требует определенных знаний и могут выпоняться только профессионалами.

В условиях возрастающей популярности экологического туризма и появлению интереса к памятникам наскального искусства другим важным вопросом становится проблема регулирования потоков посетителей.

Малые каменные палатки, оз. Большие Аллаки. В 1914 году Владимиром Яковлевичем Толмачевым были скопированы несколько древних изображений. Уже в 1970-е годы здесь фиксировались оставшиеся от фигур пятна краски, к настоящему же моменту поверхность с рисунками безнадежно закопчена кострами. Писаница погибла

В Соединенных Штатах Америки отмечаются случаи выстрелов по информационным щитам, говорящим о ценности расположенных здесь рисунков. По мнению некоторых американских специалистов подобные указатели отвлекают внимание вандалов от древних панно

На протяжении многих десятилетий главной стратегией, которой руководствовались археологи, была попытка держать места с наскальными рисунками в полном секрете и не привлекать к ним внимание широкой общественности. Этот бесхитростный, но на первый взгляд логичный ход, не выдержал проверки временем. Интересующихся людей невозможно удержать от поисков и посещения памятников. Они обладают не только энтузиазмом, но часто и специальными знаниями в обнаружении объектов. Скрывать эти памятники от общественности на протяжении длительного времени практически невозможно, особенно при современном развитии общедоступных информационных технологий в виде форумов, блогов, электронных энциклопедий и других подобных источников в Интернете. Что касается наскальных изображений Урала, фотографии некоторых писаниц и информацию об их расположении можно найти как в специализированной литературе, так и в туристических путеводителях и на некоторых Интернет-ресурсах.

Кроме того, практика укрывания информации провоцирует формирование мнения о том, что для управления объектами наскальной живописи и их сохранения необходима только секретность, которая, к тому же, не требует финансовых вложений.

Последствием такой пассивной стратегии управления стали заброшенность и абсолютно бесконтрольное посещение многих мест с наскальными рисунками. При этом государственные структуры по охране исторических памятников не чувствуют за собой каких-либо обязательств и не предпринимают конструктивных мер для обеспечения сохранности наскальных изображений.

Например, святилище на Мысу Еловом и Северская писаница являются излюбленными местами для прогулок, активного отдыха, проведения пикников. Более того они стали объектами показа в некоторых краеведческих маршрутах, предлагаемых туристическими компаниями. О частом посещении этих мест говорят наезженные лесные дороги, обилие бытового мусора. К каменным останцам с рисунками ведут протоптанные тропы, рядом с памятниками расположены места стоянок, видны следы костровищ.

После завершения строительства Екатеринбургской кольцевой автодороги антропоморфный прессинг на эти объекты многократно возрастет, памятники древнего искусства будут находиться в нескольких сотнях метров от транспортной магистрали. Автомобильные выхлопы так же будут оказывать негативное воздействие на сохранность изображений.

На берегах рек и озер Среднего и Южного Урала многие писаницы соседствуют с турбазами, местами пляжного отдыха и рыбалки.

В большинстве случаев, древние рисунки едва различимы на поверхности скал, поэтому происходят случаи неумышленной порчи и уничтожения изображений людьми, которые даже не подозревают об их существовании. Так некоторые фигуры, на режевском Шайтан Камне оказались повреждены спортсменами-скалолазами. Писаница на Малых Каменных палатках на озере Большие Аллаки оказалась безнадежно закопчена кострами туристов и рыбаков.

Возможно, установка информационных досок, указывающих на наличие и ценность памятника поможет оградить произведения древних художников от случайного повреждения. Хотя с другой стороны, они привлекут ненужное внимание к рисункам и могут спровоцировать акты вандализма.

Учитывая, что первостепенная задача заключается в обеспечении долговременного сохранения объекта, некоторые памятники не могут стать музеями под открытым небом, а наоборот должны быть закрыты для посещения. Как правило, к таким объектам относятся места, требующие изоляции из-за их небольшого размера, хрупкости, нестабильности, редкости или религиозной ценности.

Другие объекты могут быть открыты для посещения при определенных условиях. Первое из них заключается в том, что наскальные изображения должны быть не только тщательно задокументированы, но и находиться под постоянным наблюдением на предмет обнаружения каких-либо изменений.

Программы управления объектами, включающие регулярное посещение памятника персоналом, контроль за состоянием рисунков, сбор мусора доказали свою эффективность в мировой практике. Чистая, прибранная и ухоженная территория указывает на значимость памятника. Объекты, испорченные граффити и окруженные мусором говорят о том, что за ними никто не ухаживает, и они не представляют особого значения. Это провоцирует на проявление неуважительного отношения, зачастую приводящего к повреждению или уничтожению рисунков.

Изображения рук в Национальном Парке Рэд Рок Каньон, Невада, США

Территория Национального Парка Рэд Рок Каньон, расположенного в 17 км. от Лас-Вегаса, приспособленна для комфортного передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Скалы с рисунками отделены от туристов специальными барьерами, существует система видеонаблюдения, так же введена практика регистрации посетителей. Все необходимые сведения о памятнике можно получить в туристическом офисе, расположенном на входе в парк, а так же на информационных стендах

Второе условие заключается в том, что посещение должно регулироваться, согласно характеру объекта и ожидаемым туристическим потокам. Исходя из этого, памятник может быть открыт для посещения только небольшими организованными экскурсионными группами, либо потребует затрат на строительство инфраструктуры, предполагающей самостоятельный, однако регулируемый осмотр. Например, пешеходные дорожки, смотровые площадки, оградительные барьеры, которые не позволят людям прикасаться к полотнам. Довольно эффективными являются офисы для регистрации посетителей, указатели, информационные доски. Хорошими примерами являются национальные парки и парки на частных землях в США, где осмотр наскальных рисунков происходит во время пеших, велосипедных прогулок или треков на внедорожниках и квадроциклах. Территория таких парков оборудована местами для отдыха, а там где возможно, даже подходами к рисункам для людей с ограниченными физическими возможностями. Показательным примером, такого обустройства территории, могут стать наскальные рисунки в национальном парке Рэд Рок Каньон в штате Невада.

Третье условие предусматривает, что любая программа посещения должна обязательно включать образовательный и объясняющий компонент. Важно учитывать, что восприятие наскальных изображений, а, следовательно, и поведение посетителей будут зависеть от того, какими знаниями они обладают и каким образом представлена информация о памятнике.

Люди ценят и берегут те объекты, значение которых они понимают. Несмотря на то, что происхождение и значение древних рисунков продолжает представлять тайну даже для профессионалов, сегодня имеется достаточно обширная база знаний необходимых для интерпретации любого объекта наскальной живописи. Даже в случаях, когда полные сведение о памятнике еще не получены, объяснение может быть построено на основе уже устоявшейся информации, такой как местная история и этнография, вместо отдельных деталей может использоваться антропологический и археологический контексты. Кроме представления различных научных версий и гипотез о происхождении и интерпретации наскальных рисунков могут привлекаться местные сказы и легенды. Все это в совокупности, позволяет понять историю края и окунуться в таинственные глубины прошлого.

Основы знаний о наскальной живописи и ценности памятника могут быть представлены в региональных туристических путеводителях или даны экскурсоводами. Это позволит заблаговременно подготовить людей к посещению. Расскажет о том, что предстоит увидеть посетителям, какие действия приемлемы у памятника, а какие нет, поможет структурировать общие знания о древних изображениях и создать связанную картину из нескольких региональных объектов. В европейских музеях под открытым небом свою эффективность показала практика предоставления посетителям аудиогидов на различных языках. Это позволяет туристу вести самостоятельный осмотр памятника с удобной для него скоростью, дает возможность пропустить какие-то моменты в показе, осмотру других уделить больше времени.

Посещение объектов наскальной живописи может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, поток посетителей отрицательно воздействует на их состояние. Однако с другой стороны, публичный интерес к наскальным рисункам привлекает внимание к связанным с ними проблемам, заставляет покончить с политикой секретности, проводимой профессиональными археологами и практикой властей ничего не предпринимать на объектах. Сегодня все большее значение имеют денежные средства, которые может принести туризм, в некоторых регионах такие доходы могут быть довольно существенными.

Включение памятников наскального искусства в туристические программы рано или поздно неизбежно. Поэтому сегодня главной задачей является поиск способов сочетания этих посещений с сохранением объектов. Иногда проведение организованных туров на коммерческой или некоммерческой основе может оказаться не самым плохим способом для долговременного сохранения некоторых памятников. Особенно для тех, которые и так уже посещаются стихийным образом.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ