К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ

Пожалуй, самый большой опыт сохранения и музеефикации памятников наскального искусства имеют европейские специалисты. Некоторые палеолитические пещеры Франции и Испании открыты для посетителей. Значительная часть памятников пещерного искусства находится в частных руках, в силу чего и охраняются они лучше. Хозяин зарабатывает на продаже экскурсий, буклетов, альбомов, сувенирной продукции. В тоже время он несет перед обществом и государством ответственность за состояние объекта. Однако, о массовом посещении пещер говорить не приходится. Количество посетителей строго регламентируется исходя из состояния и туристических возможностей.

Некоторые памятники и вовсе закрыты. Можно привести негативный опыт Ласко и Альтамиры, где древние изображения серьезно пострадали от массовых визитов.

Уже через 8 лет после открытия вход в Ласко был оборудован для туристических посещений. Были проведены серьезные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «Зал быков».

Желающих увидеть творения людей каменного века становилось с каждым днём всё больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, выделяющегося при дыхании посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили с реакцию с корочкой кальцитовых солей, покрывавшей изображения и защищавшей их. В результате образовался гидрокарбонат кальция, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки.

Специалисты производят обработку пещеры антибактериальными составами

Колонии грибка на рисунках, Ласко

В 1957 году в Ласко установили первую климатическую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1 000 человек в день. Андре Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей.

В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зеленая болезнь»: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры. Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который выступал на стенах. В 1963 году в Ласко была установлена система озоновой фильтрации воздуха, однако эта мера не смогла остановить распространение микроорганизмов.

Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения. В апреле 1963 года Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

С 1965 по 1967 годы системы, регулирующие тепловые и гигрометрические процессы, смогли, наконец, восстановить прежние условия циркуляции воздушных масс, которые ранее позволяли Ласко сохраняться на протяжении тысячелетий.
В 2000 году была проведена полная замена аппаратуры по управлению климатом. Однако весной 2001 года в тамбуре пещеры была замечена плесень. Грунт стал покрываться грибковыми организмами устойчивыми к воздействию формальдегида и других антибактериальных средств. Вскоре грибок белым слоем покрыл некоторые изображения.

В 2002 года министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. Были созданы специальные химические составы для обработки пещеры, каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, вручную очищает стены от грибных волокон, которые, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь.

Сегодня, по словам Марка Голтье, главы Международного комитета по защите пещеры, все меры, направленные на сохранение культурного наследия Ласко, направлены на создание подходящего микроклимата. Сначала ученые старались обеспечить проникновение в пещеру свежего воздуха, но затем его циркуляция была заблокирована. Пещеру в прямом смысле слова, пришлось законсервировать в надежде, что она сама себя исцелит.

Даже ученые остались без права доступа к рисункам, поскольку каждое посещение увеличивает влажность в пещерах и повышает температуру, создавая условия для распространения плесени, водорослей и бактерий.

Для того, чтобы не лишать людей возможности познакомиться с уникальными произведениями древних художников в начале 1970-х годов началось создание копии пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 г. и получила название Ласко II.

Входные ступени в Ласко II схожи со ступенями оригинальной пещеры. Посетители попадают в темную комнату, в которой на фотографиях и диаграммах представлены геология пещеры, история ее открытия и проблемы «зеленой» и «белой» болезней. Здесь расположена выставка, посвященная орудиям, жировым лампам и пигментным красителям, найденным в пещере. Представлены фотографии пещерной живописи, копии гравированных изображений лошадей и зубров. А также репродукция знаменитой панели, изображающей двух смотрящих в разные стороны бизонов с перекрывающими друг друга задними частями туловища.

Ласко II состоит из Зала быков и Осевого прохода. Специалистам удалось воссоздать полумрак пещеры. Древняя живопись никогда не предназначалась для просмотра в современном ярком свете, и сегодня люди почти позабыли о том, насколько много можно разглядеть при минимальном освещении. Несмотря на тусклый свет большинство рисунков легко различимы.

В сети Интернет работает официальный сайт Ласко, на котором любой желающий может совершить виртуальную экскурсию по всем залам и коридорам пещеры, посмотреть великолепные детальные фотографии каждого рисунка и прочитать много полезной информации.

Пересекающиеся бизоны, Ласко, Франция

Сохранение изображений Ласко, Альтамиры, Нио и сотен других пещер потребовали не только значительных усилий профессионалов из самых разных областей знаний, но и существенных финансовых затрат. Специалистам удалось создать в обществе понимание уникальной ценности этих памятников и привлечь частный капитал. Однако без поддержки государства сохранить эти объекты было бы гораздо сложнее. Власти европейских стран смогли обеспечить сохранность палеолитических пещер, определив их под охрану государства или передав в частные руки.

На территории нашей страны известны всего несколько пещер содержащих росписи эпохи палеолита. Капова и Игнатьевская пещеры на Урале долгие годы привлекают внимание археологов со всего мира, об их сокровищах написаны десятки научных работ. Однако сегодня ученые бьют тревогу, полотна древнекаменного века разрушаются. Существует опасность, что до следующих поколений они могут не дожить. Главными причинами этого станут:

– бесконтрольное посещение древних святилищ;

– откровенный вандализм;

– отсутствие четкой концепции развития туристической инфраструктуры на территориях, где расположены памятники;

– отсутствие фактических мер по их охране со стороны государства.

Пещера Шульган-Таш является одной из старейших экскурсионных пещер России. Начало ее использования, как объекта туризма, с уверенностью можно датировать концом XIX века. В 1920-е годы профессором Г.В. Вахрушевым в недрах пещеры были обнаружены деревянные полусгнившие лестницы. Исследователь считал, что деревянные лестницы были установлены лесничими для организации первых более-менее регулярные экскурсий в пещеру.

Открытие в Шульган-Таш древних рисунков многократно увеличило интерес к объекту, как со стороны ученых, так и со стороны публики. В 1961 году в пещере начались работы экспедиции Института археологии АН СССР под руководством Отто Николаевича Бадера. Археологами были выполнены работы по поиску и описанию рисунков. Реставраторы расчистили найденные рисунки от покрывавшего их слоя глинистых пленок, грязи и автографов посетителей. Были вскрыты мощные кальцитовые натеки ряда композиций. Проведение расчисток ухудшило сохранность многих рисунков, обнажив их красочный слой для неблагоприятного воздействия внешних факторов — колебания температур, влажности, конденсации водяных паров, деятельности микроорганизмов.

Композиция «Лошади и знаки зала Хаоса» в Каповой пещере дважды расчищалась реставраторами. Фигуры лошадей и расположенная между ними трапеция были вскрыты от мощного кальцитового натека в 1960-70 годы. В 2008 году московские специалисты расчистили две фигуры в левой части панно. В результате несовершенства методов реставрации сегодня отмечается процесс вымывания красящего пигмента из изображений, рисунки разрушаются

В первой половине 1960-х годов началось благоустройство пещеры, была организована охрана пещеры, во входной части была установлена металлическая решетка, а деревянные лестницы были заменены металлическими. Через реку Шульган в двух местах на подходах к пещере сооружены мостки. По вязкой топкой глине были проложены мостики из досок. Однако меры по охране не носили систематического характера. Со временем деревянные трапы погрузились в грязь, под решеткой образовалось свободное пространство, через которое в пещеру свободно пролезали люди.

С 17 августа 1965 года специальным постановлением Совета министров Башкирской АССР, пещера была «включена в число ценных комплексных памятников природы, имеющих большое значение для понимания теоретических положений геологии, геоморфологии, гидрогеологии, гидрологии, спелеологии, археологии».

В это же время, поток посетителей в Шульган-Таш увеличивался с каждым годом. В 1967 году состоялось открытие всесоюзного водного туристического маршрута №57 по реке Белой, включающего посещение пещеры. Также Капова пещера стала местом паломничества больных жаждущих испытать на себе целебные свойства пещерной глины. В итоге, антропогенный прессинг объекта многократно возрос.

В октябре 1971 года было принято решение о временном прекращении доступа в пещеру и начать на ее базе проектирование экскурсионного комплекса. К сожалению, этот проект так и остался неосуществленным, а посещение Шульган-Таш «дикими туристами» продолжилось. В 1977 году в пещере работала экспедиция Кафедры геологии и геоморфологии Башкирского государственного университета и Института Геологии БФАН. Проводилось комплексное изучение пещеры для организации. Один из руководителей экспедиции, И.К. Кудряшев, сделал описание санитарного состояния пещеры на момент ее обследования: «В разных местах встречаются предметы, оставленным больными: стеклянные банки, бутылки, лежанки из досок, бумага, остатки пищи. В отдельных местах стоит неприятный запах».

В 2002 году доступ туристов к оригиналам рисунков Каповой пещеры был полностью прекращен. Недалеко от входа в пещеру художником из Санкт-Петербурга Владимиром Черноглазовым были созданы копии некоторых изображений, это место стало конечной точкой экскурсионного маршрута

К началу 1980-х годов строительными организациями для обустройства инфраструктуры комплекса к кордону «Капова пещера» была подведена гравийная дорога, поставлено несколько столбов для электропроводки в направлении пещеры, до самой пещеры планировалось проложить электрокабель. Вход в пещеру круглосуточно должны были охранять двое лесников-сторожей. Они встречали участников сплавов и в случае желания подводили их к входу в пещеру для ознакомления. Но в середине 1980-х годов из-за недостатка средств работы по обустройству территории были свернуты. Памятник практически не охранялся. От проникновения туристов пещеру ограждала только одна заградительная решетка, находящаяся в аварийном состоянии. Археологам приходилось подпирать ее березовыми бревнами, решетка могла упасть в любой момент, создавая тем самым угрозу для самих исследователей.

В 1986 году Капова пещера вошла в состав государственного природного заповедника Шульган-Таш. В дальней части Главной галереи была установлена еще одна заградительная решетка, сваренная из стальных труб. Однако ввиду их большого диаметра существенно изменился режим вентиляции подземных залов. Специалисты рассчитали, что на участке местного сопротивления воздушного потока, создаваемого решеткой, его напор уменьшается на 98%. Самое грустное, что эта мера не преградила путь в пещеру, до 2002 года, туристы имели возможность, преодолев небольшой скальный уступ обойти решетку, проникнуть на второй этаж к рисункам.

В начале 90-х годов было решено возобновить организованное экскурсионное использование пещеры. В 1995 году при заповеднике «Шульган-Таш» формируется отдел экологического просвещения, включающий штат экскурсоводов и методистов. В 1995–2002 годах утвержденный экскурсионный маршрут в пещере проходил по первому этажу до композиции «Лошади и знаки зала Хаоса». Оборудование маршрута отсутствовало, для освещения использовались шахтерские аккумуляторные фонари. Люди ходили по рыхлому мокрому грунту и скользким глыбам. Только в 2002 году специалистам удалось добиться очередного запрета доступа к древним изображениям. Для туристов были созданы копии некоторых основных фигур.

На протяжении последних двух десятилетий специалисты отмечают устойчивую тенденцию к разрушению красочного слоя изображений. На настоящий момент, многие рисунки находятся в неблагоприятных микроклиматических и гидрологических условиях. Так исследования загрязнения снежного покрова в регионе, проведенное в марте 1988 года показало наличие в талой воде различных соединений азота, фенолов, нефтепродуктов. В 1989–2010 годах сотрудниками заповедника «Шульган-Таш» проводились наблюдения атмосферных осадков, которые показали смещение pH в кислую сторону.

Характерные промышленные загрязнители (H2S, NO2, SO2) были обнаружены в пробах воздуха из Зала Рисунков. Наличие диоксидов азота и серы в атмосфере пещеры может способствовать опасному увеличению агрессивности конденсационных вод.

Другими факторами изменяющими атмосферу Шульган-Таш стали загрязнение водотоков бытовыми стоками близлежащей деревни, сведение лесных массивов, выпас скота, строительство линейных сооружений. В 2009 г. при строительстве дороги был вырублен лес и производился врез в скальные породы на глубину до 15 метров. Благодаря активным протестам специалистов удалось добиться запрета на проведение буро-взрывных работ и тампонаж карстовых воронок в суходоле Шульгана, которые могли трансформировать гидрологический режим пещеры.

Однако, не смотря на это, некоторые исследователи считают, основным фактором, спровоцировавшим начало процесса разрушения рисунков, их механическое повреждение при удалении кальцитовых отложений во время проведения реставрационных расчисток 1961–1974 годов. В дальнешем разрушение усилилось во время бесконтрольной посещаемости 1959–1971 годов, организации экскурсий к оригиналам в 1995–2002 годах.

Во время проведения расчистки применялись механические ударные методы, что способствовало образованию сети микротрещин и нарушению прочности межслоевых соединений кальцитовых корок. Это усилило проницаемость поверхностного слоя породы влагой, поступающей к полотнам через поноры в днище каньона реки Шульган. При гидрохимических наблюдениях часто фиксируется повышенное содержание железа в воде, стекающей с композиции «Лошади и знаки зала Хаоса». Вероятно, это связано с процессами вымывания охры из красочного слоя изображений. После снеговых и дождевых паводков струйчатые подтеки красителя видны на поверхности рисунка невооруженным глазом. Фигуры лошадей сегодня частично покрыты «свежим» кальцитовым натеком.

О недопустимости механической расчистки рисунков многие специалисты стали говорить еще в 1980-е годы, однако в 2008 году московские специалисты по реставрации церковной живописи вскрыли несколько фигур в левой части композиции «Лошади и знаки зала Хаоса», в том числе «антропоморфа» и «трапецию». Этими действиями был нанесен серьезный урон рисункам, с поверхности которых также отмечается вынос пигмента.

После этого случая необходимо задуматься о разработке механизма контроля за всеми действиями, производимыми на территории памятника. Такая практика позволит избежать подобных ошибок в будущем.

Граффити, нанесенные поверх фигур «Дракона» и «Трапеции» в Купольном зале, Шульган-Таш

Фигура, получившая название «Бледный мамонт», расположенная под изображением «Дессидента», практически потеряна. Сегодня ее можно увидеть только на снимках после компьютерной обработки. В 1960-е годы она фиксировалась археологами визуально.
Восточное панно, Зал Рисунков

Западное и Восточное панно зала Рисунков также подвергались механическим расчисткам в 1960-е годы, здесь реставраторами удалялись глинистые пленки. В настоящее время, сохранность композиций зала Рисунков так же ухудшилась. Одна из фигур восточной стены — «Бледный мамонт» в настоящее время уже практически не заметна глазом, хотя, после проведения расчисток, художникам экспедиции О.Н. Бадера удалось сделать его точную зарисовку по визуальным наблюдениям.

На первом этаже имеются рисунки, практически затертые руками посетителей. Многие из них перекрываются современными граффити, выполненными в период отсутствия охраны пещеры.

Для разработки практических мер по сохранению уникальной древней живописи возникла необходимость детального изучения и непрерывного мониторинга динамических параметров спелеосистемы с целью выявления факторов, отрицательно влияющих на состояние рисунков и поиска вариантов искусственной регуляции микроклиматических и гидрологических параметров. Если до начала периода массовых посещений палеолитическая живопись имела естественную устойчивость по отношению к неблагоприятным атмосферным и гидрологическим условиям, то в настоящее время эта устойчивость практически утеряна.

Европейские специалисты сумели за 12 лет создать точную копию нескольких залов пещеры Ласко. В нашей же стране работы по разработке принципов организованного посещения и мер защиты Каповой пещеры ведутся до сих пор. Только в 2005 году к сторожке от кордона было проведено электричество, построены два моста на железном каркасе через реку Шульган и уложены дорожки из железобетонных плит, ведущие к копиям рисунков.

Сегодня за состоянием рисунков и микроклиматом подземных залов постоянно следят специалисты заповедника «Шульган-Таш». Несколько раз в неделю они производят замеры температуры, влажности, следят за движением потоков воздуха. Однако для постоянного круглосуточного контроля необходимо специальное оборудование, на приобретение которого у заповедника нет средств.

Доступ публики к оригиналам изображений Каповой пещеры полостью закрыт. Залы с рисунками закрыты металлическими решетками, установлены различные системы видеонаблюдения и сигнализации. Специалистами заповедника разработан экскурсионно-туристический маршрут, конечной точкой которого стали копии изображений.

В наши дни к заповеднику строится асфальтовая дорога, на берегу реки Белой возводятся объекты туристической инфраструктуры — гостевые домики, отель, кафе. В летний период отсюда организуются сплавы, пешеходные и конные экскурсии. Летом 2010 года поток посетителей заповедника в пиковые дни достигал 1200 человек.

В центральной части фотографии видны фрагменты фигур мамонтов, стена вокруг этой композиции густо покрыта современными надписями. Можно считать, что этим рисункам повезло, если бы «современные художники» нанесли свои «творения» поверх них, то древние изображения погибли бы под слоем краски

Эти фотографии сделаны в сентябре 2010 года в Дальнем зале Игнатьевской пещеры.
За время нашей работы поток туристов здесь практически не прекращался.
Некоторые посетители оставляют заженные свечи у «иконы», расположенной прямо под древними рисунками

В последующие годы количество посетителей будет только увеличиваться. Это вызывает опасения у специалистов. По подсчетам Юрия Ляхницкого при прохождении по маршруту более 600 человек в день, во внутренних залах Каповой пещеры отмечаются микроклиматические изменения, повышаются температура и влажность. Что негативно сказывается на сохранности палеолитических изображений. Бесконтрольное увеличение посещаемости может иметь самые негативные последствия.

Вторая российская пещера, содержащая росписи эпохи палеолита — Игнатьевская, сегодня открыта для всех желающих. Пожалуй, это уникальный случай, когда любой человек может свободно попасть в древнее святилище. Информацию о расположении пещеры легко можно найти в сети Интернет. Вдоль ведущей сюда лесной дороги висят таблички, указывающие на ценность памятника и охрану его государством. Однако на деле объект охраняется только на бумаге, его посещение никак не контролируется. Поставленная на входе решетка давно не запирается. Стены и своды пещеры густо покрыты копотью и граффити.

С каждым годом следов вандализма здесь становится все больше. За состоянием пещеры следит группа энтузиастов из расположенной неподалеку деревни Серпиевки. По словам Лидии Пядышевой — местного учителя, она с учениками ежегодно выносит из пещеры и убирает с ближайшей поляны кучи мусора. В 2010 году вывоз мусора и вовсе прекратился из-за отсутствия денежных средств на транспорт. При этом в разговорах с местными жителями прозвучала информация о гранте на 1 500 000 рублей на обустройство пещеры, выделенных в 2009 году в виде открытого конкурса. Эти денежные средства были «успешны освоены» победителем, однако результатов каких-либо работ в пещере и на подходе к ней мы не увидели.

В сентябре 2010 года, за время нашей работы по фотографированию изображений, поток людей здесь практически не прекращался. За сутки пещеру посещают сотни туристов. Некоторые из них для освещения пользуются открытым огнем.

Кроме того, Игнатьевская пещера издавна является местом религиозного паломничества. Верующих привлекает небольшое натечное образование в Дальнем зале, напоминающее Богоматерь с младенцем. Здесь проводятся молитвы, прямо под палеолитическими рисунками ставятся свечи.

В конце июля 2010 года в Новгороде прошла видео-конференция премьер-министра РФ с ведущими археологами нашей страны, в ходе которой затрагивался вопрос о создании заповедника на территории, где расположена Игнатьевская пещера. Однако каких-либо конкретных мер не принято до сих пор. Сегодня уже можно говорить не просто о сохранности уникальных сокровищ уральских пещер, а об их спасении от полного уничтожения.


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ