К ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ
Писаница у д. Душелан, Баргузинская долина. Верхний снимок сделан в 1976 году экспедицией А.П. Окладникова. На нижнем снимке 2009 года хорошо видно, что меловая обводка сохранилась до наших дней

Следы выделения рисунков простым карандашом на Арслановской писанице, Южный Урал

Как уже говорилось выше, нередко памятники первобытного наскального искусства страдают от деятельности самих ученых. Сегодня специалисты понимают, что многие применяемые ранее способы исследования и документирования изображений, способны нанести серьезный урон древним рисункам. Большая часть разработанных на протяжении столетий методик в наши дни признаны неприемлемыми, поскольку их разрушающее действие стало очевидным.

Сегодня ученые отказались от метода меловой обводки и заливки фона для улучшения видимости рисунков. Подобная практика зародилась еще в XIX веке. Ученые часто использовали контурное обведение красочных рисунков или заштриховывание петроглифов. Этот способ усиления изображений широко применялся А.П. Окладниковым при выполнении фотосъемки наскальных изображений Сибири. Однако исследователь при определенном освещении может не заметить бледных фрагментов краски и они могут быть закрыты мелом. Это не позволит при повторном наблюдении с иным освещением увидеть на скалах новые детали или целые фигуры. Мел также загрязняет патину на выгравированной поверхности, искажая результаты датирования при помощи катионного и радиоуглеродного методов. Кроме этого, мел заполняет мельчайшие неровности каменной поверхности и его практически невозможно вывести, удаление таких следов становится затруднительным без повреждения основы. Остатки мела на рисунках и петроглифах могут привлечь ненужное внимание к древним изображениям.

Для поднятия контуров фигур на уральских писаницах ученые часто используют метод обводки рисунков мягким карандашом. В.Н. Чернецов считал этот метод наиболее приемлемым, след карандаша «легко можно смыть водой, стереть резинкой, и это дает возможность делать контрольные копии нескольким исследователям при различном освещении». Однако далеко не все специалисты спешат убрать эти следы с древних полотен. В наши дни темные контуры, оставленные учеными во время экспедиций в 70–80-е годы, «украшают» многие панно Уральских гор.

Еще одной отошедшей в прошлое практикой выделения красочных наскальных изображений является их смачивание водой. Такой метод, например, применялся В.Н. Чернецовым. Для увлажнения каменных полотен часто использовалась талая или речная вода, содержащая многочисленные бактерии, пыльцу и споры растений. Такая практика может привести к биологическому загрязнению древних рисунков и в дальнейшем спровоцировать размножение различных микроорганизмов, рост лишайников и грибков. Кроме этого, замерзшая при отрицательных температурах влага, может вызвать отслоение и разрушение изображений.

Особенную популярность смачивание получило в 1950–60е годы в Индии при изучении памятников Бхимбетка и Лакха Ждуар.

Сегодня доказано, что даже применение дистиллированной воды, со временем способствует образованию тёмного налета на некоторых полотнах, растворяет соли, входящие в состав камня, которые выступают на поверхности изображений в виде белых кристаллов. Кроме того, влажность может способствовать изменению цвета пигментных красителей.

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ БХИМБЕТКА. ИНДИЯ

Скальные убежища близь деревни Бхимбетка, штат Мадхья Прадеш впервые упоминаются в записях британских и индийских археологов в 80-х годах XIX века, как место поклонения буддистов.

В 1957 году индийский археолог Вишну Шридхар Ваканкар (1919-1988) обнаружил здесь более 1000 пещер. Они расположены в массивных известняковых скалах. Скалы сильно выветрены, в них образовалось много гротов и навесов, стены около 500 из них покрыты отчетливыми рисунками. Археологические раскопки показали, что некоторые скальные убежища были заселены еще в ашельскую эпоху. Здесь был найдены каменные орудия, датируемые 120 000 лет. Самые ранние из наскальных полотен были созданы в период верхнего палеолита. Большинство же рисунков относятся к мезолиту и более поздним временам.

Изображения выполнены красками, вырезаны или выбиты на каменной поверхности. Краски, используемые для создания наскальных композиций, были получены путем смешивания марганца, красного железняка и древесного угля. Иногда в смесь добавлялся жир животных и экстракты листьев.

На скалах можно увидеть сцены охоты, танцев, езды на лошадях и слонах, боя животных, батальные и многие другие сцены. В большом количестве встречаются изображения бизонов, тигров, львов, кабанов, слонов, антилоп, собак, ящериц, крокодилов. Кроме того, в некоторых пещерах можно увидеть многочисленные индуистские и буддистские символы.Наложение рисунков говорит о том, что в разные времена люди использовали одно и то же каменное полотно.

В 2003 году пещеры были причислены к памятникам всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня 15 мест с рисунками открыты для туристов. рисунков.


Наглядным примером памятника, пострадавшего от этого способа выделения изображений, может послужить знаменитая фреска «Белая Дама» в Намибии. Этот памятник на протяжении десятилетий обливался туристами водой для усиления яркости красок при фотографировании. В результате этих действий фигуры сильно поблекли, а некоторые фрагменты композиции и вовсе сегодня утрачены.

Одним из широко распространенных методов копирования доисторических изображений является калькирование. Оно часто используется скандинавскими исследователями. Прочные гранитные плиты позволяют накладывать листы бумаги плотностью 90–110 г/м2 и размером 100х70 см, и размашистыми протирающими движениями с легким нажимом получать трафарет рисунков. Для копирования более сложных деталей может применяться более тонкая бумага. Это похоже на то, как в детстве мы клали под тетрадный листок монетку и натирали ее карандашным грифелем. Полученные таким образом трафареты сканируются и путем цифровой обработки соединяются в единое панно.

В настоящее время шведские специалисты из музея Танум проводят эксперименты по выделению петроглифов натуральными красками, не разрушающими гранитную поверхность. Ими тестируются три вида краски созданных на основе полисахаридов, мела и кварца.

Первые создаются на основе суспензии полисахаридов (C6H10O5) и воды. Такой краситель имеет натуральную основу, не растворяется в воде, легко наносится и в случае необходимости заливка рисунка может быть скорректирована. Второй вид красителя создается на основе суспензии мела. Специалисты отмечают, что такой состав нейтрализует кислотную среду на поверхности камня и благоприятно воздействует на микрофлору, препятствуя росту лишайников и грибков. В основе третьего красителя лежит суспензированный кварц (SiO2). Кварц является одним из составляющих элементов гранита и не вредит поверхности.

Все три материала белеют при высыхании, что дает хороший контраст при фотографировании. По словам шведских ученых, такие красители легко сметаются щеткой не оставляя повреждений или следов на камне, либо смываются дождем.
Метод «прямого калькирования» пытались использовать при документировании пещерной живописи во Франции. Анри Брейль переносил рисунки на тонкую рисовую бумагу прижимая листы к изображениям и обводя фигуры карандашом или мелками. Современная макросъемка показала, что непосредственный кон такт с полотном привел к разрушению части некоторых фигур. Поэтому в настоящее время данный метод был заменен копированием на пластике, удерживаемом на небольшом расстоянии от поверхности камня, или калькированием по фотографии.

ВЕЛИКАЯ ГАЛЕРЕЯ ХОРСШУ КАНЬОНА

Великая Галерея Хорсшу Каньона (Барьер-Каньона), штат Юта, США — одна из крупнейших в мире коллекций наскальных изображений. Протяженность панели с изображениями составляет 60 метров, а высота — около 4.5 метров. Здесь представлены 20 антропоморфных изображений в человеческий рост, высота крупнейшего составляет 2.1 метра. Для усиления яркости при фотодокументировании изображений каменное полотно смачивалось керосином, что привело к ошибкам при радиоуглеродном датировании, результаты которого показали — 32 900. В то время как фигуры были созданы в период 1 200-700 лет до н.э.


Метод переноса рисунков на кальку, полиэтилен или миколентную бумагу часто использовался на писаницах Сибири и Урала. Вот как описывает этот процесс В.Н. Чернецов: «Изображения со скал копировались на кальку, с нее переводились на чертежную бумагу и фотографировались с уменьшением до 1/5 натуральной величины, Поверхность скалы, на которой имелись изображения, разбивали на метровые квадраты и снимали схему в масштабе 1:20, тщательно отмечая расположение фигур, знаков, подтеков краски и т. п. С помощью этой схемы изображения были сведены в соответствующие натуре композиции и затем уменьшены в издании до 1/20».

Калькирование петроглифов мыса Бесов Нос

Выделение петроглифов натуральными красками, Швеция

Однако, часто фигуры писаниц едва различимы, увидеть их через кальку или полиэтилен бывает очень сложно. Поэтому путем простой зарисовки изображений специалисты добиваются коррекция полученных копий. «Прямое калькирование» может также привести к разрушению древних изображений. В настоящее время на некоторых уральских писаницах наблюдается отслоение кальцитовой корочки, послужившей основой для рисунков, поэтому физический контакт с поверхностью может привести к ее разрушению и гибели рисунков.

В наши дни одним из главных методов документирования пещерной живописи, писаниц и петроглифов стала фотосъемка. Специалистами разрабатываются различные способы получения и обработки фотоматериала. Отдельно стоит остановиться на достижениях финских специалистов. Главной целью их работы является документирование максимально возможного количества наскальных рисунков при помощи одного и того же метода и получения как можно более систематизированного и сопоставимого материала. Первые работы началась в 2001 году в рамках проекта «Rock Care». В течение года была произведена фотофиксация 69 наскальных рисунков из 110 известных в Финляндии на тот момент.

Так же как и писаницы Урала, рисунки Финляндии часто нанесены на хрупкой, иногда отслаивающейся, скальной поверхности. Поэтому единственным способом их документирования без физического контакта с камнем была выбрана фотография.

Для решения этой задачи, перед началом проекта «Rock Care», Национальным Управлением Древностей Финляндии, был проведен отбор среди профессиональных фотографов. В итоге был заключен контракт с Исмо Лууконеном (Ismo Luukkonen), согласно предоставленному портфолио, он лучше всех подходил для этой работы. С этого момента вся фотодокументация создается одним специалистом. Это может гарантировать наибольшую степень единообразия полученного материала.

Фотография представляет наиболее надежный и объективный метод. Ранее, когда фиксация рисунков выполнялось путем копирования на полиэтиленовую пленку, результат всегда был подвержен влиянию интерпретации копировщика. Этого не должно произойти с фотографиями, поскольку первоначальный материал остается неизменным.

Исмо Лукконен разработал алгоритм фотосъемки памятников:

1. Фотографирование всего камня целиком, а не только той части, где находится рисунок. Фиксация общего вида и формы камня. Это привело к интересным результатам, по мнению финских исследований примерно 25 % скальных выходов с древними изображениями напоминают зооморфные или антропоморфные формы.

2. Фотосъемка панорамы вокруг скалы с изображениями.

3. Проведение съемки рисунков с одного расстояния, из положения «строго напротив». В некоторых случаях это потребовало сооружения специальных лесов.

4. Съемка поверхности камня производится с использованием рейки 1.5 метровой длины, к которой крепится камера. Эта процедура позволяет фотографу устанавливать одинаковое расстояние между объективом и скалой. На конце рейки закреплена цветометрическая шкала, которая отображается в нижней части кадра, она предназначена для дальнейшей цветокоррекции снимков.

5. Каждый снимок охватывает участок примерно 1х0.7 метра поверхности камня. Кадр выстраивается таким образом, чтобы захватить часть предыдущего и последующего снимка, это облегчает их дальнейшую обработку при соединении.

Учитывая то, что большая часть изображений расположена высоко на вертикальных скалах, обрывающихся прямо в воду, фотосъемка стала возможной только в зимнее время года. Когда элементы возводимых конструкций можно доставить к подножию скал по льду на снегоходах. Поэтому основные работы по документированию памятников велись в феврале и марте.

Отслоение скальной поверхности с рисунком.Писаница Коптелов Камень, река Нейва, Средний Урал

Возведение лесов для фотосъемки наскальных изображений, Финляндия

Для сборки строительных лесов у скал, обеспечения безопасности фотографа и исключения вероятности повреждения скальных полотен, потребовалось привлечение отдельного специалиста по установке конструкций. Так же в обязанности этого человека входит предварительное обследование территории у каждого памятника. Для каждого объекта разрабатывается своя отдельная конструкция лесов. Некоторые наскальные рисунки расположены неподалеку от речных порогов или в других местах, где не формируется достаточно крепкое ледяное покрытие. Фотосъемка таких памятников производилась с крепко закрепленного понтонного плота, на котором сооружались леса.

Так же стоит отметить, что в зимнее время года рисунки лучше видны, их цвета становятся более яркими, а снег дает более ровное освещение. Лучше всего для фотосъемки подходит облачная погода. Финские специалисты отмечают, что в течение съемочных дней погода часто менялась, это потребовало создания искусственной тени. Иногда приходилось затенять тот или иной фрагмент каменной поверхности или всю скалу целиком.

За несколько сезонов были получены точные фотографии большинства наскальных изображений. Они стали основой для всех дальнейших исследований. Фотосъемка производилась как цифровыми камерами, так и на 135 мм фотопленку, негативы с которой, в дальнейшем были переведены в цифровой формат.

При помощи компьютерной обработки фрагменты древних изображений были соединены воедино. Так же была проведена их цветовая коррекция. Были усилены оттенки красного или произведено полное изменение цветов. Это позволило выявить множество невидимых глазу деталей или подтвердить интерпретацию некоторых фрагментов изображений. Успеху данной работы поспособствовал высокий уровень исходного фотоматериала. Разработанная методика фотодокументирования позволяет получить четкие изображения формы камня, его трещин и повреждений. Эти изображения являются превосходной основой для изучения повреждений поверхности камня.

Так же фотографии могут быть использованы для изучения лишайников покрывающих камень. На данный момент были исследованы лишайники в пяти пунктах с наибольшим количеством изображений. Очистка камня проводилась лихенологами (специалистами по лишайникам) из Университета Хельсинки. Такие виды крупно-листового лишайника как Parmelia и Umbilicaria могут быть удалены с поверхности камня без вреда для поверхности рисунка. Часть лишайника может быть удалена при помощи пинцета, часть, после предварительно смачивания, снята небольшим деревянным скребком. Кроме этих видов часто скала бывает покрыта корковым лишайником, который, по мнению специалистов, на сегодняшний день не может быть удален без вреда для поверхности и изображений.

Финский фотограф Исмо Лукконен выполняет работу по документированию древних изображений

Изображения водоплавающих птиц на мысе Еловый после компьютерной обработки

В настоящее время авторами проводятся работы по фотосъемке и цифровому «вытягиванию» изображений уральских писаниц. Ведется создание электронной базы данных этих памятников.

Документирование производится при помощи цифровых фотокамер, а обработка кадров производится при помощи графических редакторов Adobe Photoshop, Adobe LightRoom. На сегодняшний день нами созданны электронные каталоги композиций с берегов рек Нейва, Реж, Ирбит, писаниц Северских скал, Мыса Еловый, и озера Большие Аллаки.

Примечательно, что после «поднятия» цвета рисунков Большеаллакской писаницы нам удалось увидеть ряд фигур, зарисованных и сфотографированных В.Я. Толмачевым в 1914 году, но потерянных при исследованиях 1980–1990-х годов. Были обработаны фотографии рисунков с берегов Нейвы, Режа, Ирбита, композиции Северской писаницы, фигуры с мыса Еловый.

Одной из важнейших задач, стоящей перед специалистами по наскальной живописи является консервация и реставрация древних памятников. Направление по сохранению наскальных изображений развивается в мире сравнительно недавно. В нашей стране подобная деятельность ведется с конца 1980-х годов сотрудниками Государственного научно-исследовательского института реставрации. Объектами проводимых работ стали петроглифы Верхней Лены, Томи, Байкала. Памятники наскального искусства требуют разработки специальных методик.

Большое количество утрат и повреждений носит антропогенный характер. Так туристами были повреждены некоторые панели с петроглифами Томской писаницы. Особенно пострадали рисунки, досягаемые со смотровой площадки. На плоскости скалы имеются глубоко прорезанные, процарапанные, выбитые и написанные краской современные надписи и рисунки. В 60–70-е гг. XX века были сделаны попытки замаскировать эти граффити. Часть из них была механически зашлифована или сколота, из-за чего на скальной поверхности сегодня можно видеть множество светлых полос, резко выделяющихся на общем фоне.

Неудачной оказалась реставрация, проведенная в 1970-х гг., когда места разрушения скальной основы в целях защиты были покрыты слоем искусственной массы на основе эпоксидной смолы. Это отрицательно сказалось на эстетическом виде и на сохранности камня. Часть обмазок растрескалась и отслоилась вместе с камнем. Микроскопическое изучение частиц отслоившейся реставрационной обмазки показало, что камень на границе с ней деструктирован. В контактной зоне зафиксировано выщелачивание кальцита. Кроме того, под эпоксидными обмазками обнаружены водорослевые налеты. Все это доказывает, что под эпоксидный слой проникает вода и, задерживаясь там, приводит к морозному разрушению и размножению микроорганизмов.

Томская писаница. Выбитое посетителями «граффити» до и после патинирования

Губительный опыт реставрации петроглифов,Национальный Парк Петрифайд, Аризоне США

В последние годы составлен комплекс косвенных и прямых консервационных мер защиты петроглифов. Были построены влагозащитные козырьки над рисунками, с помощью дренажей отведена вода, выполнена очистка склона от кустарников и деревьев. С использованием микрохирургических инструментов — офтальмологического скальпеля, стоматологического долота и др. началось удаление старых эпоксидных обмазок. Проводится локальная заделка дефектов — сколов, трещин, расслоений, угрожающих рисункам. Для сведения надписей, выполненных краской, использовалась очищающая паста следующего состава: ацетон — 100 мл, бензин — 50 мл, метиленхлорид — 150 мл, аммиак (10 %) — 80 мл, воск — 20 г, парафин — 100 г.

Кроме этого, разрабатываются способы закрепления отслаивающиеся части каменной поверхности. Начаты работы по созданию искусственного патинирования процарапанных граффити и механически поврежденных участков. Было запатинировано выбитое посетителями изображение женщины, танцующей у столба. Суть использованного метода заключалась в осаждении на поврежденные участки микрокристаллического слоя оксидов железа и марганца, которые в основном и определяли цвет патины на памятнике. Благодаря проведенным обработкам граффити посетителей сделались визуально не выявляемыми

В мировой практике подобный метод был использован при реставрации петроглифов в Национальном Парке Петрифайд в Аризоне. Однако в США он был признан провальным и имел губительные для петроглифов последствия. Защитное вещество, нанесенное на разрушающиеся изображения в 1978 году оказалось гораздо темнее цвета скальной поверхности и полностью скрыло некоторые фигуры. Поэтому на Томской писанице специалисты уделяли особое внимание подбору состава, определяющего цвет искусственной патины.

Менее удачные попытки сохранения первобытных изображений были предприняты в 1960-х годах на Бесовых Следках в Карелии. Над петроглифами было возведено массивное защитное сооружение, которое на сегодняшний день находится в заброшенном состоянии. Окна и двери выбиты, петроглифы покрыты грязью, мусором и человеческими испражнениями.
Подобный печальный опыт говорит о том, что после открытия для публичного осмотра, и тем более возведения каких-либо конструкций, любой исторический памятник должен находиться под постоянным контролем и со стороны специалистов по охране и археологов.

Саркофаги, подобные карельскому, были построены в 1980-е годы над петроглифами в местечке Питерборо в Канаде. В отличие от Бесовых Следков, это сооружение функционирует, и изображения находятся под регулярным надзором. Но, тем не менее, примером Питерборо стал актом грубого вторжения в атмосферу наскальных изображений. Отрезав скалу от окружающего мира, павильон «умертвил» петроглифы, превратив их музейный экспонат. Подобный пример свидетельствует о том, что изоляция объекта наскальной живописи кардинально изменяет его естественную среду. С одной стороны подобное ограждение памятника, защищает рисунки от разрушающего влияния окружающей среды, с другой низводит их в класс музейных объектов, изолирует от природного окружения и неизгладимо изменяет культурное значение. Музеи превращаются в мавзолеи.

В 1989 г. отчаянная попытка защитить плиту с петроглифами была предпринята в месте Аспебердет, в Бохуслене, Швеция. В отличие от Петерборо, шведский памятник был в ужасном состоянии из-за загрязнения, создаваемого идущим рядом потоком машин, кислотных дождей и текущей воды. Над плитой и рядом с ней была взведена конструкция из дерева и пластика. Это вызвало серьезные изменения в микроклимате объекта, древние рисунки попали «в теплицу», и стали покрываться лишайниками и грибками. Более того, конструкция не позволяла ветру обдувать скалу, что привело к скоплению на петроглифах земли и листьев, которые аккумулировали кислотные воды. В 1996 году сооружение было признано неудачным и уничтожено, а плита засыпана до тех времен, когда будет найдено решение этой проблемы.

Ближайшее и отдаленное будущее доисторической наскальной живописи сегодня во многом зависит от способов ее сохранения и фиксации. Идет постоянное совершенствование методик изучения. Современные фото- и видеокамеры, методы компьютерного выделения и усиления изображений стали бесценными помощниками археолога при документировании и исследовании наскальной живописи.

Наиболее уязвимые и поврежденные памятники закрываются для посещений и консервируются. В некоторых случаях они заменяются полноразмерными, точными копиями, какими как Ласко II и Альтамира II. Сегодня при помощи стереофотографии и технологий электронной съемки создаются точные трехмерные изображения наскальных рисунков и гравировок. Полученные копии, состоящие из полимеров и акриловых волокон, окрашенные и декорированные, представляют собой идеальные экспонаты для музеев и галерей. Новые технологии, несомненно, будут открывать для общества доступ к подобным копиям древнего наследия, снижая потоки посетителей на оригинальных объектах.

Бетонный саркофаг над петроглифами, Бесовы Следки.
Павильон над петроглифами в Бухуслене, Швеция
Конструкция над петроглифами в Питерборо, Канада


© 2011 «Грачёв и партнеры»
К СЛЕДУЮЩЕЙ ГЛАВЕ